Антик Форум – Оценка, продажа, покупка антиквариата - антикварный форум
Оценка. Консультация. Продажа
Антиквариат и Коллекционирование
Старый 13.05.2018, 22:34 #1
Участник Форума
 
Аватар для Nerpa
 
Регистрация: 24.03.2016
Адрес: USA, Chicago
Сообщений: 1,956
Репутация: 489680
По умолчанию Стихи и проза Наума Сагаловского.

Об этом человеке можно говорить много и с восхищением, прекрасный и скромный человек, тоже простой инженер из Киевского НИИ, они вместе работали с Яном Торчинским и много лет приятельствовали. Я тоже знаю Наума, мне посчастливилось несколько раз выступать с ним на его творческих вечерах и исполнять песни на его переводы. Наум лично знал и общался с Довлатовым. Хотелось бы познакомить форумчан с творчеством этого замечательного человека! Спасибо всем прочитавшим!

Возвращается ветер
Наум Сагаловский

Возвращается ветер на круги своя.
Возвращается ветер и песню приносит.
Плодоносит земля,
возвращается осень,
и в глазах золотая стоит кисея.

Отрешаюсь от старых и новых обид,
от любви отрекаюсь,
от зла отрекаюсь.
Перед осенью этой не лгу и не каюсь,
ухожу от людей,
и душа не скорбит.

Ухожу от людей, как печаль поутру.
Тишину мне воздайте, как первую почесть!
Начинается лучшее из одиночеств –
заточенье в себе
на холодном ветру.

Среди шумной толпы, в перепалке сует
мы уходим в себя
и себя обретаем,
и тогда
мир становится необитаем,
и на целой земле только осени цвет.

Возвращается память – ночная роса,
свежий утренний хлеб и вода из колодца,
возвращаются те,
кто уже не вернётся,
в тишине их родные звучат голоса…

Не хочу я ни денег, ни вечной возни,
ваших дел и забот, преисполненных смысла.
Да пребудут со мною и ныне, и присно,
и во веки веков
эти мудрые дни!..

О, прозрачная осень,
мой давний исток,
ты во мне, как слеза и улыбка паяца!
Дай нам Бог уходить
и опять возвращаться,
как вернётся подхваченный ветром листок…

И какого рожна мне?
И дом, и семья,
и супруга верна, и друзья непродажны,
слава Богу, живётся, как всем,
но однажды
возвращается
ветер
на круги своя…


1975 г.
__________________
"Everybody has to know his limitations..."
Clint Eastwood
Nerpa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.05.2018, 22:35 #2
Участник Форума
 
Аватар для Nerpa
 
Регистрация: 24.03.2016
Адрес: USA, Chicago
Сообщений: 1,956
Репутация: 489680
По умолчанию

Два океана
Наум Сагаловский

Але

Сперва я думал – ты ручей,
звенящий тонко,
незамечаемый, ничей,
а мой, и только.

Потом я понял – ты река,
в реке пороги,
твои крутые берега
порой отлоги,

и есть вдали песчаный плёс.
где ждёт нас что-то…
Шумит река, а я – матрос
речного флота.

Ни берегов, ни огонька,
когда мы в ссоре.
А может быть, ты не река?
Ты – море, море!

Гуляют шалые ветра,
поют сирены,
и день грядущий на-гора
встаёт из пены.

Плыву сквозь грохот и туман,
послушный морю!..
А может быть, ты – океан?
И я не спорю.

В пучину канули года,
слова и лица…
Как холодна твоя вода,
мне не напиться!..

Живу, не веруя в обман,
волной омытый…
Ты – Ледовитый океан.
ох, Ледовитый!..

Уже и молодость прошла.
и зябну летом,
а если хочется тепла –
молчу об этом.

И ты, обиды не храня,
яви мне милость –
прости, любимая, меня
за молчаливость,

такой уж мне характер дан –
не для шумихи.
Я тоже, может, океан,
но только – Тихий…
__________________
"Everybody has to know his limitations..."
Clint Eastwood
Nerpa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.05.2018, 22:37 #3
Участник Форума
 
Аватар для Nerpa
 
Регистрация: 24.03.2016
Адрес: USA, Chicago
Сообщений: 1,956
Репутация: 489680
По умолчанию

Вот и кончается наша любовь...
Наум Сагаловский
* * *

...вот и кончается
наша любовь
вот и кончается
медленно-медленно
рушится мир
щепки летят
взяться бы за руки
и воспарить
не получается
где-то на дне
опустевшей души
копится яд
яд расставания
давних обид
яд недоверия
сколько осталось нам
прежней любви
на день
на год
господи
долго ль
продлится ещё
эта мистерия
полная боли
безумной тоски
вечных невзгод
впору сомкнуть
в поцелуе
уста
впору отчаяться
светлая радуга
летний дурман
пенье наяд
вот и кончается
наша любовь
вот и кончается
медленно-медленно
рушится мир
щепки
летят
__________________
"Everybody has to know his limitations..."
Clint Eastwood
Nerpa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.05.2018, 22:37 #4
Участник Форума
 
Аватар для Nerpa
 
Регистрация: 24.03.2016
Адрес: USA, Chicago
Сообщений: 1,956
Репутация: 489680
По умолчанию

Уплывают мои корабли...
Наум Сагаловский
* * *

Уплывают мои корабли,
я зову их - они безответны,
вероятно, попутные ветры
их из жизни моей унесли,
неизвестно, какого числа,
исчезают, маршрут их неведом,
"Счастье" скрылось за "Дружбою" следом,
вот уже и "Любовь" отплыла,
покидают меня, беглецы,
только память о них неизбежна.

И последний корабль "Надежда"
отдаёт потихоньку концы...
__________________
"Everybody has to know his limitations..."
Clint Eastwood
Nerpa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.05.2018, 22:39 #5
Участник Форума
 
Аватар для Nerpa
 
Регистрация: 24.03.2016
Адрес: USA, Chicago
Сообщений: 1,956
Репутация: 489680
По умолчанию

Когда бы не любовь...
Наум Сагаловский
Когда бы не любовь -
не стоило б и жить.
Мани её -
дождём
и криком журавлиным,
и смехом,
и слезой,
которые даны нам,
чтоб выплеснуть слова
и душу обнажить.
Когда бы не любовь,
к чему тогда стихи,
и светлая печаль,
и музыка -
к чему бы,
и пенье соловья,
и ангельские трубы,
и мусорный завал
житейской
шелухи?..
Когда бы не любовь...
Уже на склоне дней,
оставивших во мне
всего лишь
лёгкий прочерк,
я понял,
сочинив
десяток тысяч строчек:
о чём бы ни писал,
а всё о ней,
о ней...
__________________
"Everybody has to know his limitations..."
Clint Eastwood
Nerpa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.05.2018, 22:45 #6
Участник Форума
 
Аватар для Nerpa
 
Регистрация: 24.03.2016
Адрес: USA, Chicago
Сообщений: 1,956
Репутация: 489680
По умолчанию

Еврейские народные сказки
Наум Сагаловский
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА


”Ты не плачь, моя Маруся,
я к обеду обернуся!” –
так сказал еврей Гуревич молодой своей жене,
подмигнул ей левым глазом,
взял мешок с противогазом
и умчался во-свояси на разнузданном коне.

Дело было под Ростовом,
в молодом лесу сосновом.
Соловей-Разбойник свищет, дуют шалые ветра,
солнце льётся, как из чаши,
слева – немцы, справа – наши,
посерёдке – Змей-Горыныч, крепко выпимши с утра.

Вот еврей Гуревич скачет,
под полой бумагу прячет,
а в бумаге – заявленье. Что придумал, сукин сын!
”В кассу помощи взаимной.
Для покупки шапки зимней
дайте бедному еврею восемь гривен и алтын.”

Между тем его Маруся
вялит рыбу, жарит гуся
и коптит свиные ножки вроде как для холодца.
Вдруг являемся Жар-Птица:
”Разрешите обратиться?”,
тут же, впрочем, обращаясь в удалого молодца.

Ладный молодец, курносый,
сам собой русоволосый,
и из глаз его струится лучезарный синий свет.
”Я, – кричит, – Иван-Царевич!
Что тебе еврей Гуревич?
У него, у бедолаги, даже зимней шапки нет!..”

”Что ли я – антисемитка?
Вот порог, а вот калитка! –
говорит ему Маруся, подбоченясь у ворот. –
Ты кончай свой шахер-махер
и вали отсюда на хер,
а не то придёт Гуревич – буйну голову сорвёт!”

Эх, расстроился Ванюша,
стал румяный, словно груша,
обратился в инвалида, взял костыль – и был таков.
(Раз уж слово о Марусе –
это, братцы, в нашем вкусе
гнать из дома злую нечисть при посредстве матюков).

А Гуревич – он галопом
по лесным несётся тропам
в кассу помощи взаимной, что стоит на бугорке.
Прискакал Гуревич в кассу,
снял мешок, напился квасу
и пошёл искать начальство с заявлением в руке.

В кассе помощи взаимной –
мужичишко лихоимный,
звать его Кощей Бессмертный, безобразное лицо.
У него козёл с рогами
караулит сейф с деньгами,
а от сейфа ключ заветный спрятан в левое яйцо.

Говорит Кощей устало:
”Всё-то вам, евреям, мало,
то вам шапку, то дублёнку, то железный купорос.
Ты, Гуревич, больно лаком!
А не хочешь дулю с маком?
Погляди – за прошлый месяц не уплочен членский взнос!”

Ну и хрен с ним, с членским взносом!..
Так еврей остался с носом,
плюнул, выдрал клок изрядный из козлиной бороды
и направился в аптеку,
где простому человеку
завсегда подаст хозяйка двести грамм живой воды…

Долго, коротко ли – словом,
дело было под Ростовом,
где зимой мороз лютует и шумит степной ковыль.
Нету жизни, нету шапки,
собирай, Маруся, тряпки,
едем к чёрту на кулички – в Государство Израиль!

”Ты не плачь, моя Маруся,
поезжай со мной, не труся!” –
так сказал еврей Гуревич молодой своей жене.
Вот и вызов есть от тёти!
На ковре на самолёте
плюнул, дунул, очутился в чужедальней стороне.

Ой, края обетованны!
Все – Абрамы, не Иваны,
те же молодцы и бабы, расскажи кому поди!
Есть арабы и арабки,
но не надо зимней шапки,
нет Бессмертного Кощея, а козлов – хоть пруд пруди.

И не горе, не кручину –
видишь милую картину:
Чудо-Юдо ест свинину, брага льётся из ведра,
автоматы, патронташи,
слева – немцы, справа – наши,
посерёдке – Змей-Рувимыч, крепко выпимши с утра…
__________________
"Everybody has to know his limitations..."
Clint Eastwood
Nerpa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.05.2018, 22:46 #7
Участник Форума
 
Аватар для Nerpa
 
Регистрация: 24.03.2016
Адрес: USA, Chicago
Сообщений: 1,956
Репутация: 489680
По умолчанию

Маленький тосканец
Наум Сагаловский
Маленький тосканец – это великий итальянский дирижёр Артуро Тосканини, родом из провинции Тоскана. Toscanino по-итальянски и значит – маленький тосканец.
Несмотря на то, что он был всего пяти футов ростом, Тосканини был грозой музыкантов и певцов во всём мире. Его вспыльчивый и раздражительный характер доводил их до слёз. В то же время Тосканини никогда не боялся высказываться открыто обо всём, о чём думал, в том числе – и о фашистах, и об их лидере (дуче) Бенито Муссолини. Поэтому итальянским чёрнорубашечникам был отдан приказ “преподать урок” строптивому маэстро.
15-го мая 1931-го года к Teatro Communale в Болонье подъехал автомобиль, в котором находился Артуро Тосканини. Его узнавали по короткой полной фигуре, по внимательным и решительным глазам, по шляпе с закрученными полями. Тосканини вышел из машины, и тут его окружили чёрнорубашечники. Они пришли к театру по приказу местного фашистского вожака, многие из них держали в руках тяжёлые дубинки. Их задачей было “научить Тосканини хорошим манерам” за то, что он осмеливался не подчиняться указаниям дуче. Возле театра стояли также и несколько полицейских, но они делали вид, что их ничего не касается.
Тосканини вместе с дочерью Вандой стали пробираться сквозь толпу. Хулиганы начали плевать в него, двое из них набросились на маэстро и дубинками наносили ему удары по шее и по плечам. Другие стали бить Ванду по лицу и угрожать дубинками и ей. Понимая, что до входа в театр им не дойти, Тосканини с дочерью при помощи шофёра отступили к автомобилю и уехали в гостиницу. Той же ночью фашисты собрались под окнами их номера, выкрикивая оскорбления и угрозы “Смерть предателю!”
На следующее утро эхо этого скандала разнеслось по всему миру. Дело в том, что Артуро Тосканини, хотя и был лишь вторым, после Бенито Муссолини, самым известным в мире итальянцем, по той любви, которую испытывали к нему любители музыки, был, безусловно, первым.
Он не любил Муссолини, но не был политиком. Напротив, он всегда отличался наивным равнодушием к политике. Конфликт Тосканини с фашистами был, впрочем, легко объясним. Дело в том, что, кроме любви к музыке, Тосканини был привержен к идеалам гуманизма, свободы и равенства. В этом он был человеком мужественным и безкомпромиссным. Он всегда говорил то, что думал, а если слов оказывалось недостаточно, предпринимал активные действия ради своих идеалов. Конфликт с Муссолини начался с того, что Тосканини отказывался исполнять фашистский гимн Giovenezza перед началом своих концертов. Несмотря на требования и угрозы, маэстро своего решения не отменял. Не помогла даже личная просьба самого Муссолини. “Политика и музыка – несовместимы”, – таково было последнее слово Тосканини.
В концертных и оперных залах Италии слово Тосканини было законом. Его вспыльчивости и несдержанности боялись больше, чем неудовольствия фашистских боссов.
Фашисты решили завлечь Тосканини в ловушку. Его выманили из миланской оперы в Болонью, пригласив дирижировать оркестром в концерте в честь старого друга маэстро – композитора Джузеппе Мартуччи. Тосканини, конечно, с удовольствием на это согласился. И вот, в последний момент профашистский мэр Болоньи информировал Тосканини о том. что если он не начнёт концерт гимном Giovenezza, концерт будет отменён. До начала концерта оставалось три часа. “Ни за что! – заявил Тосканини. – Я буду дирижировать оркестром, несмотря ни на что”. О том, как чёрнорубашечники встретили его у театра, мы уже знаем. Но последствия скандала 15-го мая приняли неожиданный оборот. В Милане студенты собрались на главной площади города, выкрикивая лозунги: “Evviva Toscanini!” (“Да здравствует Тосканини!”) и “Долой фашистов!” Демонстранты срывали оперные представления в Риме, Милане и Турине. Американский дирижёр Серж Кусевицкий, русский по происхождению, отменил серию концертов в Италии до тех пор, как сказал он, “пока не будет восстановлена справедливость по отношению к моему коллеге”.
Сконфуженный Муссолини объявил, что он временно берёт Тосканини под свою защиту. 7-го июня 1931-го года Тосканини получил разрешение покинуть Италию. Покидая родину, на границе с Швейцарией Тосканини сказал: “Если хотите – можете меня убить. Но пока я жив, я буду говорить всё, что думаю”. Расставание с родиной продлилось 15 лет.
Но за эти 15 лет итальянцы не забыли своего любимца. Они слушали на коротких волнах трансляции его концертов. Когда американские войска в 1945-м году вошли в Милан, первым, что они увидели, был лозунг, написанный большими буквами на стене оперного театра Ля Скала – “Vogliamo Toscanini!” (“Хотим Тосканини!”).
Тосканини вернулся в Италию в апреле 1946-го года, и опять, как в старые времена, оперные певцы и музыканты оркестра с ужасом думали о том, что их ждут несдержанные выходки великого дирижёра, его почти невозможные требования и неуправляемый характер. Маэстро признавал лишь высшие стандарты, причём – любой ценой. Разумеется, простым смертным тяжело было соответствовать этим стандартам, и тогда начинались знаменитые приступы Тосканини. Он мог ругаться, как матрос, на итальянском, немецком, французском и английском языках. “Убийцы! – кричал он проштрафившимся музыкантам. – Свиньи! Клоуны! Когда я умру, я вернусь на землю и устроюсь вышибалой в борделе, и никого из вас туда не пропущу. Никого!”
Известная певица, сопрано, отличавшаяся полновесной фигурой, была вся в слезах. После того, как она сфальшивила ноту, маэстро сказал ей: “Если бы у вас вот здесь (и он приложил палец к голове) было столько же, сколько здесь (и он приложил палец к бюсту певицы), вы пели бы гораздо лучше!”
Когда словесные высказывания и оскорбления не достигали цели, у Тосканини начинались приступы вспыльчивости и раздражительности. Он ломал об колено дирижёрские палочки и кидал обломки в музыкантов. За этим следовали его ручные часы и всё, что попадалось под руку. Зачастую летела в оркестр и лампа с дирижёрского пульта. Много раз Тосканини хватал с пульта партитуру, рвал на части нотные листы и тоже швырял, как конфетти, в оркестр. Однажды он даже сорвал с себя рубаху, разорвал её на куски и вцепился зубами в собственную руку, поранив себя до крови. В Америке, где Тосканини был главным дирижёром Нью-Йоркского филармонического оркестра, он неоднократно прикладывался к тяжёлому дирижёрскому пульту. Дошло до того, что этот пульт прикрепили болтами к стальной раме, но всё равно маэстро ухитрился однажды сорвать пульт с болтов и швырнуть его со сцены. Один скрипач из его оркестра так описывал припадок Тосканини: “Это был самый ужасающий звук, который я когда-либо слышал. Казалось, что этот звук исходит из самих внутренностей Тосканини. Он как будто становился в два раза больше, его рот был широко открыт, лицо становилось красным, как перед началом апоплексического удара. И тогда раздавался ужасный звук невероятной силы”.
Иногда было опасно даже находиться рядом с маэстро, когда его кровь начинала закипать. Так, во время репетиции 9-ой симфонии Бетховена в Турине Тосканини вышел из себя и нечаянно попал своей палочкой в глаз одному из музыкантов. Музыкант подал в суд. Один из известныз психологов, профессор Пастор, дал показания в пользу Тосканини и сообщил суду: “Я провёл специальное патологическое обследование синьора Тосканини и обнаружил, что во многих случаях на этого принца дирижёров находит такое возвышенное умопомрачение, что он теряет свои нормальные качества. Гений, который находится внутри, или – скорее - вне его, видоизменяет его до такой степени, что сдерживающие маэстро нервы полностью парализуются. В порыве вдохновения он становится трагической жертвой искусства и не способен отличать плохое от хорошего. Возвращение его к нормальному состоянию после выступлений весьма затруднительно, поэтому он испытывает нервное истощение, не может спать, его зубы непроизвольно стучат, его мускулы, руки и ноги болезненно скованы, и весь его организм вибрирует, как почва после ужасного землетрясения”.
Основываясь на показаниях профессора, судьи оправдали Тосканини, объявив при этом, что “гения нельзя судить по меркам, применяемым к простым смертным”. Гений же часто винил во многом самого себя. Много раз он кричал музыкантам: “Это я виноват! Я не объяснил вам, что я слышу внутри себя!” То, что он слышал “внутри себя”, и составляло музыкальный характер Тосканини. Его видение основывалось на буквальной интерпретации оригинальной партитуры композитора, он не обращал внимания на сложившиеся традиции в исполнении тех или иных произведений. Один из американских критиков писал о Трсканини: “Он уподоблялся реставратору, который очищает великие полотна, никогда прежде не виденные в их оригинальных красках современными зрителями”.
Разумеется, взгляды Тосканини на музыку создавали дополнительные трудности для музыкантов, многие из которых привыкли к тому, что можно пропустить неудобную ноту или бегло пробежаться по трудному пассажу. Один из оркестров, которым дирижировал Тосканини, настолько был измучен его постоянными криками “Но!”, что прозвал дирижёра “Тосканоно”. Но Тосканини был настолько талантлив как дирижёр и настойчив в достижении своих замыслов, что его влияние на музыкантов было буквально магическим. Ни один из дирижёров до Тосканини не достигал такой точности в оркестре, результаты его были зачастую откровением.
Партитура была для Тосканини Библией, но он редко пользовался ею. Почти все произведения он знал напамять. Он мог запомнить оперную партитуру, включая все вокальные и инструментальные партии, хоры и даже сценические указания, за одну ночь. На следующее утро он мог уже репетировать, не открывая нот, и не ошибался никогда. Однажды один из тромбонистов оркестра появился в уборной Тосканини перед началом оперы “Аида” с жалобой на то, что его инструмент испортился и он не может взять какую-то ноту. Тосканини на минуту задумался, а потом сказал музыканту: “Не волнуйтесь. Этой ноты вообще во всей опере нет”.
Впрочем, тому, что Тосканини предпочитал запоминать партитуры наизусть, есть простое объяснение: он страдал близорукостью. А близорукость развилась у него потому, что в детстве он читал в кровати даже тогда, когда отец выключал свет. Детство Тосканини прошло в бедности. Он родился 25-го марта 1867-го года в Парме. Семья была настолько бедной, что на столе никогда не было мяса. Такой факт пригодился Тосканини позже, когда он поступил в музыкальную консерваторию в Парме, где царила монастырская обстановка. Там основной едой была рыба, на мясо студентам выдавали специальные талоны. Тосканини продавал свои талоны на мясо, а вырученные деньги тратил на покупку нот. Но рыбная диета оставила свой отпечаток: позднее Тосканини никогда в своей жизни рыбы не ел.
__________________
"Everybody has to know his limitations..."
Clint Eastwood
Nerpa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.05.2018, 22:48 #8
Участник Форума
 
Аватар для Nerpa
 
Регистрация: 24.03.2016
Адрес: USA, Chicago
Сообщений: 1,956
Репутация: 489680
По умолчанию

В консерватории Тосканини пришлось учиться игре на виолончели. Пришлось – потому что инструменты не выбирались студентами, а назначались им. Но с самого начала его привлекало дирижирование, он даже создал нелегальный студенческий оркестр и репетировал с ним тайком, за закрытыми дверями. Администрация, впрочем, об этом узнала, оркестр разогнали, а самого руководителя посадили в наказание на хлеб и воду. Всё же консерваторию Тосканини окончил с отличием. Свою профессиональную карьеру он начал как виолончелист. Он поступил в оперную труппу, которая ездила со спектаклями по всему миру. И вот однажды (это случилось в Рио-де-Жанейро 30-го июня 1886-го года) Тосканини получил шанс быть дирижёром. Ведущий дирижёр оркестра во время представления оперы повздорил с певцами и покинул театр. Оперой стали дирижировать два других дирижёра, но их освистала недовольная публика. Тогда кто-то из певцов вспомнил 19-летнего виолончелиста: “Этот парень всю оперу держит в голове”. Тосканини стал за дирижёрский пульт, утихомирил публику и спас представление.
Вскоре молодой маэстро стал нарасхват во всей Италии. В 1892-м году он дирижировал премьерой оперы “Паяцы”, а в 1896-м году – премьерой “Богемы”. Когда в 1926-м году его пригласили дирижировать первой постановкой оперы Пуччини “Турандот”, Тосканини столкнулся с дилеммой. Дело в том, что Пуччини умер, не закончив оперы, и Тосканини, всегда свято соблюдавший авторскую партитуру, не мог мириться с последней сценой оперы, которую закончил композитор Франко Альфано. Маэстро разрешил дилемму просто: когда он дошёл до момента, где кончалась партитура Пуччини, он остановил оркестр, положил свою дирижёрскую палочку, повернулся к публике и сказал: “В этом месте смерть остановила руку мастера”, после чего покинул оркестровую яму.
Несколько раз смерть пыталась остановить руку самого Тосканини, и ему каждый раз везло. Однажды в Швейцарии он поднимался в горы, поскользнулся на уступе, но успел схватиться за верёвку. Другой раз, когда некий офицер разговаривал на представлении оперы, Тосканини возмутился и вызвал этого офицера на дуэль. Он явился к месту дуэли, но офицер извинился, и на этом дело закончилось. В Сицилии местная мафия потребовала, чтобы их любимый оперный певец бисировал после удачно спетой арии, но Тосканини этими требованиями пренебрёг. Члены мафиозного братства были настолько ошарашены таким поведением маэстро, что сделали его почётным “крёстным отцом”. В мае 1915-го года Тосканини взял билет на трансатлантический рейс на борту шикарного лайнера, но передумал, и лайнер ушёл без него. Лайнер этот назывался “Лузитания” – это его 7-го мая атаковали торпедами немецкие подводные лодки. Тогда погибли 1200 пассажиров.
Во время Первой мировой войны Тосканини собрал военный оркестр и давал концерты на передовой. 1-го сентября 1917-го года, когда оркестр исполнял вальсы и марши для солдат в окопах, рядом стали рваться австрийские бомбы. Итальянские солдаты начали отступать, но Тосканини не сдвинулся с места и продолжал дирижировать оркестром. Ободрённые такой невозмутимостью, солдаты вернулись, пошли вперёд и атаковали траншеи противника.
Если Первая мировая война была для Тосканини испытанием его храбрости и мужества, то Вторая мировая война стала испытанием его принципов. Он отказывался выступать в странах, где главенствовали фашисты. Так, маэстро прекратил дирижировать оркестром в городе Бейреус, когда Гитлер стал использовать музыку Вагнера для того, чтобы подкрепить расистскую идею о превосходстве немцев. Он перестал участвовать в Зальцбургском фестивале, несмотря на личную просьбу Гитлера, потому что на фестиваль был приглашён про-нацистски настроенный дирижёр Вильгельм Фуртванглер. Знаменитый дирижёр-еврей Бруно Вальтер умолял Тосканини вернуться в Зальцбург, хотя бы для того, чтобы показать, что искусство – выше политики. Ответ маэстро был коротким и реалистичным: “Мой вам совет, – сказал он Бруно Вальтеру, – немедленно уезжайте из Австрии”. Вальтер уехал и сохранил свою жизнь. В конце концов и Тосканини последовал за Вальтером. Но изгнание из Италии, впрочем, не укротило темперамент Тосканини. Певцы и инструменталисты попрежнему ощущали на себе его вспыльчивость и приступы гнева.
Группа музыкантов из оркестра Метрополитан Оперы обратилась к менеджеру театра с жалобой на то, что Тосканини обижает их, называя непотребными словами. Менеджер посмеялся и сказал: “Идите, идите. Вы бы слышали, какими словами он называет меня!..”
Однажды, будучи на концерте, король Болгарии выразил желание лично засвидетельствовать маэстро своё почтение. Тосканини передал ему, что он во время антракта никого не принимает. То же самое произошло с королём Англии Георгом VI и королевой Елизаветой в 1939-м году. Когда они пригласили Тосканини в королевскую ложу, он прислал им отказ с такой припиской: “Всякие королевские церемонии во время концерта мешают мне сосредоточиться на музыке”.
Военные годы Тосканини провёл в Америке, проявляя тот же характер, что и всегда. В свои 80 лет он обращался с исполнителями, как с рабами. После одного сезона в Метрополитан Опере половина исполнителей была на грани нервной катастрофы. Инструменталисты показывали своим детям портрет Тосканини и пугали их: “Не будете слушаться – старик придёт и заберёт вас!”
Однако, “старик” с годами стал более мягким. Он изредка давал публичные концерты, ограничиваясь работой на радио и телевидении с симфоническим оркестром NBC. Именно с этим оркестром 4-го апреля 1954-го года Тосканини дал свой последний концерт. Ему было уже 87 лет, и за неделю до концерта он официально ушёл с поста главного дирижёра. Где-то в середине увертюры к опере Вагнера “Тангейзер” седой, небольшого роста дирижёр вдруг остановился, опустил руки и стал глядеть в пространство. На контрольном пульте началась паника, и для того, чтобы заполнить паузу, звукоинженеры срочно поставили пластинку с записью Первой симфонии Брамса. Но через несколько секунд Тосканини очнулся, и увертюра продолжалась. Больше он не дирижировал никогда. Через три года, в 1957-м году, маэстро умер. Ему было 90 лет.
У Тосканини было много имитаторов, но лишь один дирижёр удостоился его внимания. Маэстро считал своим творческим наследником молодого талантливого итальянского дирижёра Гвидо Кантелли. Кантелли, к сожалению, ненадолго пережил своего учителя – он погиб через несколько лет в авиакатастрофе, ему было 36 лет.
Надо сказать, Тосканини всю жизнь боялся людей с так называемым “дурным”, или “дьявольским” глазом (как, впрочем, и его враг – Муссолини), которые, по распространённому поверью, приносят несчастья. По-итальянски человек с дьявольским глазом называется jettatore. И вот однажды Тосканини появился в миланском театре Ла Скала, чтобы дирижировать первой постановкой оперы Вебера Euryanthe, и почувствовал вдруг, что некий человек по имени Джованни, приветствовавший его на входе – jettatore. У Тосканини, по его словам, застыла кровь, но его уговорили начать представление. Сначала всё шло хорошо. Оркестр замечательно сыграл увертюру к опере , и Тосканини, поражённый этим, решил, что Джованни потерял свою дьвольскую силу. После увертюры в зале разразились продолжительные аплодисменты, которые длились 10 минут. Зрители вскочили со своих мест с криками “Бис!”
Вот как рассказывал об этом сам Тосканини:
“Они кричали пять, потом десять минут. Я стоял неподвижно спиной к залу и ждал. Они не давали мне возможности начать оперу… Я никогда не позволял бисировать в Ла Скала. Никогда. Миланцы хорошо об этом знают. И наконец я понял! Jettatore! Дьявольский глаз! Это его работа! Зрители кричали “Бис!” Я обернулся и крикнул: “Никаких бисов!”, сломал пополам дирижёрскую палочку и бросил её в зрителей. После чего ушёл домой и лёг спать”.
Лишь через неделю, когда Джованни запретили появляться в театре, Тосканини вернулся и дирижировал оперой. Она стала жемчужиной сезона.

2004 г.
__________________
"Everybody has to know his limitations..."
Clint Eastwood
Nerpa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.05.2018, 22:49 #9
Участник Форума
 
Аватар для Nerpa
 
Регистрация: 24.03.2016
Адрес: USA, Chicago
Сообщений: 1,956
Репутация: 489680
По умолчанию

Камасутра для пенсионеров
Наум Сагаловский
Внимание: Изложенный ниже материал содержит в себе тематику, предназначенную для людей зрелого возраста. Лицам до 65-ти лет читать этот материал не рекомендуется.

Камасутра – это, как известно, древнеиндийский трактат о любви, не столько даже о любви, сколько о сексе. Хотя, говорят, секс и любовь взаимосвязаны. Не знаю, как говорил Довлатов, не думаю: в 34-ой средней киевской школе, где я учился, предмета “Sex Education” не было. Про Камасутру я услышал впервые уже в зрелом возрасте, будучи отцом двоих детей, и то потому, что моя сотрудница Аня Асташева очень красочно рассказывала о том, как она провезла эту книгу через советскую таможню, возвращаясь из Индии. Саму Камасутру я никогда не видел, хотя сейчас есть уже и её русское издание.
Камасутра, кстати, звучит на санскрите как “камасутрам” и означает “учебник любви” (кама – любовь, сутрам – учебник, учебное пособие). Формально здесь собраны предписания, касающиеся любви и брака согласно хиндуистским законам.
И вот недавно, сидя у телевизора и почти уже засыпая, я обнаружил на одном из каналов любопытную передачу. Какая-то американская матрона, изучившая, вероятно, эту самую Камасутру досконально, взялась учить неопытные пары искусству древнеиндийской любви, или другими, более простыми, словами – сексуальным позициям, описанным в трактате. Один из её уроков и был показан в передаче: где-то с десяток молодых и не очень молодых пар, будучи почти нагишом, выполняли указания матроны и принимали всевозможные головоломные (и, если можно так выразиться, ного- и руколомные) позиции, долженствующие облегчать, извиняюсь, совокупление учащихся. Матрона же строго следила за правильностью расположения соответствующих органов и просовывала какие-то подушечки между полом и отдельными, опять извиняюсь, задницами. Всё было очень увлекательно. При этом демонстрировались красочные рисунки из Камасутры, на которых бравый индус с закрученными усами и чернявая индуска с пятном над переносицей обслуживали друг друга. Зрелище, надо вам сказать, не из эстетических. Хорошо, что жена ушла спать и я смотрел это дело один.
Но Боже мой – и я, и всё моё поколение выросли, не зная никаких сексуальных позиций! Всё давалось нам чисто эмпирическим путём, а позиции, которые мы знали, были либо военными (“На позицию девушка провожала бойца…”), либо шахматными (“Позиция Ботвинника в отложенной партии более предпочтительна…”). Ребята, на что ушла наша жизнь?..
Смешно рассуждать о сексе, когда тебе под семьдесят. Хотя имеется, говорят, ваягра, которая как бы продлевает молодость. Молодость она, конечно, продлевает, но действует на сердце, а согласно новейшим данным, от неё и ослепнуть можно. Кого это, впрочем, остановит?.. И что интересно: малоимущие мужчины, у которых есть Медикейд, могут получать эту самую ваягру совершенно бесплатно. Чего нельзя сказать о тех, у кого Медикер. Вероятно, бедному человеку секс нужнее, чем человеку более или менее зажиточному. Не случайно говорится в народе: бедному жениться – ночь коротка. В том смысле, что ваягра действует всего 4 часа. Есть ещё и другие средства с красивыми названиями – сиалис и левитра, те действуют от 8 до 36 часов. Об этих двух средствах существуют разные мнения. С одной стороны – “Нет, не талес и молитва, а сиалис и левитра!”, а с другой – “Чем сиалис и левитра, лучше смалец и пол-литра!” Поди разберись.
Так вот, посмотрел я фрагменты из древнеиндийской Камасутры и заинтересовался: а есть ли Камасутра для пенсионеров? Что вполне естественно, потому что я сам – пенсионер. Не на Медикейде, правда, а на Медикере. И, к большому своему огорчению, обнаружил, что никакой Камасутры для пенсионеров нет. Что делать? Какие позиции принимать? The Social Security Administration на эти вопросы не отвечает. Ясно, что позиции должны быть, в первую очередь, эротическими, а во вторую – соответствующими пенсионному возрасту и положению. Хотя положение я, вероятно, упомянул напрасно: какое у пенсионера положение? Незавидное. Просто мы привыкли к мысли о том, что с возрастом приходит и солидное положение. Ничуть не бывало.
Но вернёмся к Камасутре. Поскольку никаких трактатов о любви для пенсионеров нет, я решил таковой написать. Что мне – времени жалко? Всё равно его девать некуда. Однако, потом, изучив литературу и опросив своих знакомых старше 65-ти лет, понял, что никакого трактата не получится и нечего даже на него размахиваться. Статистика показывает, что имеется всего шесть приемлемых сексуальных позиций для пенсионеров. Вот они (но предварительно обозначим: Он – пенсионер мужского пола, Она – пенсионерка женского пола):
Позиция 1-я. Он и Она раздеваются и ложатся в постель. Она тут же засыпает и похрапывает, а Он долго рассказывает ей о том, что такое Home Equity Loan.
Позиция 2-я. Она садится к нему на колени, Он слышит, что в его левом колене что-то хрустит, и просит её встать. Она встаёт и решает мыть окна, а Он ощущает большое облегчение и думает об актрисе Шерон Стоун.
Позиция 3-я. Он и Она лежат на кровати валетом, Она на левом боку, Он – на правом, и смотрят по телевизору интервью, взятое Виктором Топаллером у Олега Газманова.
Позиция 4-я. Она ложится на спину на мягком коврике в углу комнаты и поднимает ноги, слегка согнув их в коленях. Он становится между ног, снимает с неё туфли и относит в починку.
Позиция 5-я. Она наклоняется над кухонной раковиной, упираясь в неё руками. Он подходит сзади и просовывает в раковину шесть картофелин и небольшой ножик. Она начинает чистить картофель, а Он уходит в гостиную и читает газету “Реклама”.
Позиция 6-я. Он пытается обхватить её за талию, но не может сомкнуть руки. Она кокетливо изворачивается. Обессиленный, Он плюёт на всё и падает на пол. Она набирает 911 и вызывает скорую помощь.
Думаю, что шести позиций для пенсионеров достаточно. Может быть, даже много. Судите сами – вот расписание будничного дня рядового статистического пенсионера:
7.00 – 7.30 утра. Поднялся, сходил, умылся, одел зубы.
7.30 – 9.00 утра. Позавтракал, прослушал радио “Новая жизнь”.
9.00 – 10.00 утра. Прослушал радио “Эхо планеты”.
10.00 – 12.00 утра. Перечитал русские газеты.
12.00 – 12.30 дня. Поланчевал, прослушал радио “Ланч Тайм”.
12.30 – 2.00 дня. Дослушал радио “Ланч Тайм”.
2.00 – 5.00 дня. Прослушал радио “Народная волна”. Позвонил пару раз на студию, чтобы высказать своё мнение относительно, например, кормления детей грудью (тематика каждый день меняется), не дозвонился. Расстроился, но быстро отошёл.
5.00 – 5.30 вечера. Отобедал, вынул и прополоскал зубы, вставил обратно.
5.30 – 5.45 вечера. Слегка задремал, потом вспомнил и включил радио “Новая жизнь”. Ничего, кроме треска, не услышал. Выключил радио. Задумался о сексе.
5.45 – 6.30 вечера. Думал о сексе, в том смысле, что хорошо бы, но где ж его взять. Позвал жену, предложил попробовать какую-нибудь позицию, но получил алюминиевой миской по голове.
6.30 – 10.00 вечера. Прикладывал к голове лёд, грозился сообщить о жене в ассоциацию инвалидов и ветеранов. Ужина не дождался, опять расстроился, вынул зубы и лёг спать.
10.00 вечера – 7.00 утра. Спал с перерывами на 5-7 минут в 11.35, 2.20 и 4.50 ночи для отправления личных нужд.
Где в этом расписании есть место для секса? То-то же. Я даже не включал сюда времени для приёма лекарств, разговоров по телефону с обсуждением последней статьи Семёна Ицковича в газете "Реклама", походов в прачечную и натирания жены тигровой мазью. Так что шести названных мною сексуальных позиций вполне достаточно для комфортабельной и спокойной старости.
А если пенсионер примет, скажем, сиалис для всеобщего поднятия духа, то что он будет делать от 8 до 36 часов? Он обречёт себя на муки. Потому что невозможно прикладывать лёд к голове или складывать простыни после стирки в состоянии приподнятого духа. Так мне, по крайней мере, кажется. Между прочим, если бы я излагал всё это на радио, мы бы сейчас часа полтора обсуждали с вами такое состояние, но кто же пустит нас на радио с Камасутрой?..
И ещё есть интересный вопрос: а как относительно оргазма у пенсионеров? Влияет ли на это дело тот факт, какой у тебя иншуренс – Медикейд или Медикер? Думаю, что ничего уже на это дело не влияет. Новейшие медицинские исследования показали: то, что раньше считали оргазмом, оказалось бронхиальной астмой.
Пенсионером быть нелегко.

2005 г.
__________________
"Everybody has to know his limitations..."
Clint Eastwood
Nerpa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.05.2018, 22:51 #10
Участник Форума
 
Аватар для Nerpa
 
Регистрация: 24.03.2016
Адрес: USA, Chicago
Сообщений: 1,956
Репутация: 489680
По умолчанию

За пределами любви
Наум Сагаловский
...А за пределами любви
есть бесконечный чёрный омут,
все наши ссоры и обиды
уходят медленно туда,
и там, в холодной глубине,
они, захлёбываясь, тонут,
их поглощает безвозвратно
неумолимая вода.
О, сколько выплаканных слёз,
нелепых слов, недоговорок,
пустых упрёков, мук сердечных
лежат у омута на дне,
там, за пределами любви,
где тишина и вечный морок,
всё, что случается однажды
по нашей собственной вине.
Проходит день, и год пройдёт,
бывает, мы с тобой повздорим,
но ты ни гневом, ни сомненьем
напрасно душу не трави,
пускай и слёзы, и слова
не станут нашим общим горем,
они, представь себе, всего лишь
хлам за пределами любви.
__________________
"Everybody has to know his limitations..."
Clint Eastwood

Последний раз редактировалось Nerpa; 13.05.2018 в 22:52.
Nerpa вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 03:17. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.11
Copyright ©2000 - 2021, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot Дизайн: DreamWebStyle
службы мониторинга серверов
vBulletin Optimisation provided by vB Optimise (Pro) - vBulletin Mods & Addons Copyright © 2021 DragonByte Technologies Ltd. ()