25.11.2012, 00:04 | #1 |
Участник Форума
|
Алма-Атинская Научно-экспериментальная керамическая станция (фабрика, завод)
В источниках встречаются различные названия предприятия: "станция", "фабрика", "завод"
"Традиции казахской керамики продолжают сегодня мастера и художники Алма-Атинского экспериментального завода художественной керамики. Они создают современные бытовые и декоративные изделия из глины. Украшают керамические изделия ангобами и глазурями, комбинацией резьбы по сырой глине с поливой, рисовкой шликером (жидкой глиной). Рисовка шликером наиболее удачна в тех изделиях, которые покрывают эмалями. После обжига на поверхности рельефа эмаль кажется светлее, а в углублениях - плотнее, что создает цветовую игру. Многообразие приемов декорирования придает керамическим изделиям живописность, яркость, сочность. Казахские керамические изделия отличаются своеобразием формы, колоритом, построенном на сочетании звучных цветовых пятен, фона, и национальным орнаментом. Керамисты Казахстана выпускают главным образом предметы утилитарного назначения: кувшины, блюда, тарелки, конфетницы, сахарницы, чайницы, сливочники, масленки, различные наборы - чайные, кофейные, для плова и другие изделия разнообразных форм. Из декоративных предметов изготавливают настенные панно, декоративные вазы." ("История декоративно-прикладного искусства") http://3ys.ru/istoriya-dekorativno-p...aterialy-dlya- proizvodstva-proizvodstvo-i-klassifikatsiya-izdelij-iz-keramiki.html "В 1935-м году в Алма-Ате была организована Научно-экспериментальная керамическая станция Казпромсовета. Руководил станцией А.Н.Белоскурский, приглашенный специалист из Западной Украины. В керамических изделиях этого времени прослеживаются попытки использования объемных форм и систем построения орнамента на сосудах, характерных для разных исторических эпох и народов, например, античных амфор, лекифов, люстровых ваз Мавританской Гранады и т.д. Новый контекст форм с часто нерешенными пропорциональными соотношениями и внедренными вариациями казахских элементов орнамента приводил к определенной эклектике и китчу, не выражающих гармонии эстетических и духовных идей интерпретируемых образцов. Особенно активно использовались украинские формы керамических сосудов, которые затем также расписывались казахским орнаментом. В поисках национального своеобразия в керамике повторялись формы кожаных сосудов, например, торсық и жанторсық. В 1937-м году керамическая станция участвовала на Всемирной выставке искусств, ремесел и наук в Париже. Несмотря на то, что павильон СССР вызвал у европейских и американских искусствоведов негативные отзывы, а критика назвала стиль советского искусства неоклассицизмом, экспериментальная станция получила серебряную медаль и диплом за керамическую вазу с портретом А.С. Пушкина по картине И.Н. Крамского. В предвоенные годы станция выпускала небольшие горшочки, вазочки, чашки, тарелки, напольные вазы и глазурованные облицовочные плиты с казахским орнаментом. Среди них заметно выделяются вазочки с цветными графическими прорисовками ярусных лент казахского орнамента кошкар муйиз на белом ангобе." (ШКЛЯЕВА СВЕТЛАНА АРКАДЬЕВНА. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА: СОВЕТСКАЯ ЭПОХА – ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ XX–началоXXIвв. Республика Казахстан,Алматы, 2010) На предприятии работали художники - Валентин Васильевич Кукуйцев(в 1946-48гг); в более познее время - Тамара Давиташвили, Валентина Садовская, Рафаэль Кудрин. Клейма
__________________
Прошу прощения, на форуме временно не работаю по семейным обстоятельствам, в ЛС отвечать не могу. |
25.11.2012, 00:10 | #2 |
уважаемый специалист раздела "Серебро"
|
Стал копать дальше и выяснилось, что организатор НЭКС, которого поименовали скромно "А. Н. Белоскурский", никто иной как знаменитый керамист Иосиф (Осип) Николаевич Белоскурский. Родился в 1883г. в г.Коломыя. Окончил Коломыйскую гончарную школу. Личность замечательная. Профессионал, творец. Работал во - на фабрике Левиньнского во Львове. Немного здесь о ней :
https://www.antik-forum.ru/forum/sho...ED%F1%EA%E8%E9 - мастером керамики в Миргородской художественной школе имени Н. Гоголя. О ней: https://www.antik-forum.ru/forum/sho...d.php?t=446226 - в 1917 году был заведующим гончарной школы в Глинске В Миргороде он работал несколько периодов, в 1925-1926 гг. занимал должность директора художественно-керамического техникума. Организовал несколько керамических школ в Западной и Восточной Украине (в Умани, Черкассах, в с. Николаевцы под Славянском) Автор учебных книг по керамике: "Как делать глиняную посуду" (1911), "Керамическая технология. Для кустарно-промышленных школ и учебных мастерских "(1928)," Глиняная крышка и как произвести ее ручным и машинованным способом "(1930)," Курс керамической технологии "(1930)," Кафлярство "(1932). В общем личность очень примечательная. В 30-х гг. Был выслан (или послан(?) в Казахстан, где в Алма-Ате открыл керамическую експериментальную мастерскую. В декорировании изделий были объединены традиции гуцул средства пластики из Полтавы и казахские традиции. Немного поцитирую; «В 1935 году в Алма Ате была организована Научно-экспериментальная керамическая станция Казпромсовета (Казахского краевого совета промысловой кооперации). Руководил станцией А.Н.Белоскурский, приглашенный специалист из Западной Украины. По воспоминаниям Ф.А.Писмана, записанным автором в 2004 г., ранее Белоскурский преподавал в Львовском политехническом институте, ….Как утверждает художник В.Ф.Садовская, работавшая на керамической станции с 1958 г., жена Белоскурского, Антонина Тимофеевна, делала рисунки для сосудов и составляла технологические рецепты для глазурей. Белоскурский был знаком с семьей Н.К.Рериха. Некоторые вазы керамической станции выполнялись и по эскизам Рериха. … В керамических изделиях того временипрослеживаются попытки использования объемных форм и систем построения орнамента на сосудах, характерных для разных исторических эпох и народов… . Особенно активно использовались формы украинских керамических сосудов, на которые затем наносилсяказахский орнамент. Среди них заметно выделяются вазочки с цветными графическими прорисовками лент казахского орнамента кошкар муйиз на белом ангобе…» (Шкляева С.А. Некоторые аспекты деятельности артелей в Казахстане периода Великой Отечественной Войны). Вот оно как получается! Украинские формы и технологии но с Казахским колоритом.)) К сожалению, Белоскурский умер даже не дождавшись победы - в 1943, не дожив до 60-ти летия.(( Хочу показать иемножко картинок изделий Львовской фабрики Левиньнского, так сказать, откуда ноги растут. Сравните с НЭКС.
__________________
увы Последний раз редактировалось Krue; 24.07.2022 в 12:20. |
25.11.2012, 00:15 | #4 |
Специалист раздела "Советский фарфор"
|
Предприятие располагается по адресу: РК, 050012, г. Алматы, ул. Карасай батыра, 123
На сегодняшний день название : "Алма-Атинский завод керамики" Со времен СССР предприятию удалось сохранить за собой часть производственных площадей( в этом же здании находится и фирменный магазин)... Сохранилась даже памятная дощечка, правда висит она на части здания, уже не принадлежащей предприятию: Сайт предприятия: http://www.almatyceramics.kz/ Сегодня это современное производство, выпускающее оригинальные керамические изделия: национальные сувениры и предметы искусства, традиционную посуду, небольшие скульптурные композиции для ландшафтного дизайна, кашпо, панно, декоративные плиты и др. На сайте можно ознакомиться с современной продукцией завода... Новый логотип: Последний раз редактировалось Krue; 03.12.2020 в 20:46. |
25.11.2012, 00:16 | #6 |
Специалист раздела "Советский фарфор"
|
Изменились название и сайт предприятия.
Сейчас завод называется Алматинский завод керамики, ТОО Сайт предприятия http://almatyceramics.all.biz Указанные в сообщениях 16 и 17 настоящей темы название и сайт предприятия - не действительны. Несколько изделий с сайта предприятия: Последний раз редактировалось Krue; 03.12.2020 в 20:48. |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|