Антик Форум – Оценка, продажа, покупка антиквариата - антикварный форум
Оценка. Консультация. Продажа
Антиквариат и Коллекционирование
Старый 08.07.2016, 20:25 #1
Специалист раздела "Советский фарфор"
 
Аватар для масепа
 
Регистрация: 10.07.2015
Адрес: краснодар
Сообщений: 12,330
Репутация: 15202814
По умолчанию Обзор: каталог-определитель "Уральский фарфор"

Федосеева О.Б., Шеломов Ю.Ю. Уральский фарфор: каталог-определитель. - Екатеринбург: Уральский рабочий, 2013. - 256 с..илл.

Не нашла на форуме информации об этой книге. Поэтому хочу ее представить для тех, кому она еще неизвестна. Книга посвящена двум предприятиям - Сысертскому и Богдановическому фарфоровым заводам. Тираж издания всего 600 экземпляров. В каталоге размещено более 840 фотографий (размер книги 30,5 см на 22 см.). В книге имеется бумажная вставка с исправлением ошибки (не потеряйте при покупке - она маленькая).
Подготовили каталог к изданию два екатеринбургских коллекционера-энтузиаста, болеющих за сохранения культурного наследства своего края - О. Федосеева и Ю. Шеломов.
Атрибуция изделий проводилась по техническим паспортам, протоколам художественных советов, бухгалтерской документации, архивным записям, воспоминаниям сотрудников, музейным фондам. Каталог имеет две части (по заводам), в которые входят: исторический очерк, биографии художников, марочник, иллюстрации с комментариями. Некоторые изделия публикуются впервые, спорные атрибуции помечены знаком ?. В атрибуцию входят автор, название, размер изделия и год создания. Некоторые редкие предметы представлены в виде старых фотографий. Период временного охвата каталога - с момента основания заводов до 2012 г. Книгу приятно держать в руках: красочная обложка, хорошая бумага, четкие и яркие фотографии. Мне пока трудно судить о качестве материала с точки зрения содержания, информации об этих заводах весьма мало, работы недооценены. Понравилось определение стиля изделий 60-х годов этих заводов "в традициях хрущевской оттепели". Работам присуща простота и скромность, отсутствие изысканной отделки. Думаю, коллекционерам книга сослужит добрую службу. Представляю на ваш суд несколько фото из каталога (прошу не судить строго за качество моих фото, в книге иллюстрации на приличном уровне).
Миниатюры
75aa08072016252.jpg   89ec08072016251.jpg   a8e708072016253.jpg   125a08072016254.jpg   3fb208072016255.jpg  

масепа вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.07.2016, 20:28 #2
Специалист раздела "Советский фарфор"
 
Аватар для масепа
 
Регистрация: 10.07.2015
Адрес: краснодар
Сообщений: 12,330
Репутация: 15202814
По умолчанию

Вот еще несколько фотографий. И самое главное - обложка самого каталога.
Миниатюры
c7a008072016256.jpg   828508072016258.jpg   986508072016259.jpg   953708072016260.jpg   3536farfor.jpg  

масепа вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.07.2016, 17:08 #3
Специалист раздела "Советский фарфор"
 
Аватар для масепа
 
Регистрация: 10.07.2015
Адрес: краснодар
Сообщений: 12,330
Репутация: 15202814
По умолчанию "Уральский рабочий" 26 февраля 2014г.

Предлагаю репортаж о каталоге и его авторах:http://xn-----6kcabbhjttpdjeip1d1agp.../?special=1244


Исчезающая красота

Супруги-коллекционеры издали книгу об уральском фарфоре, который может исчезнуть с лица земли

С грустью приходится констатировать тот факт, что в настоящий момент феномен, именуемый «уральским фарфором», тонет на наших глазах наподобие Анлантиды.

Сысертский фарфоровый завод каким-то чудом еще держится на плаву, а богдановичский — уже банкрот. Нельзя, к сожалению, исключить, что замечательный альбом «Уральский фарфор», вышедший из печати совсем недавно, станет мемориалом целому пласту уральского прикладного искусства. Богато иллюстрированное, снабженное подробными статьями, рассказывающими об истории фарфоровых заводов в Богдановиче и Сысерти, о художниках, создававших славу этим заводам, издание, как ни странно, — практически первый серьезный труд, посвященный данной теме. И тем удивительнее, что инициаторами, авторами и издателями альбома явились отнюдь не руководители вышеупомянутых заводов, не ученые и не музейные работники, а коллекционеры — супруги Оксана Федосеева и Юрий Шеломов.

— Уральский фарфор мы с мужем собирали много лет, — рассказывает Оксана. — Но отнюдь не это стало основной побудительной причиной для создания альбома, а те странные находки, которые мы обнаружили на страницах некоторых книг, посвященных фарфору. Упоминания об уральском фарфоре вообще крайне редко можно встретить в монографиях московских и петербургских знатоков. Это еще можно понять. Но когда нам стали попадаться все более и более досадные ошибки в атрибуции, стало уже невмоготу. То там, то здесь видишь знакомые, можно сказать, хрестоматийные вещи, которые приписываются то какому-нибудь белорусскому заводу, то новгородскому, то украинскому. И поверьте — это прекрасные вещи! Совершенно чудесные авторские блюда, скульптуры, монументальные вазы, которыми могли бы гордиться и Дрезден, и Севр!

Обидно еще и то, что даже большинством уральцев фарфор Сысерти и Богдановича воспринимается как нечто второразрядное. Мол, все эти годы заводы только и делали, что выпускали толстые тарелки для столовых и бесконечные типовые чайные сервизы, которыми награждали учителей, бухгалтеров и передовиков производства. А ведь это отнюдь не так. К примеру, Валентину Лютову, первому директору БФЗ, удалось буквально «затащить» на Урал совершенно замечательных художников и скульпторов, воспитанников столичных художественных институтов и академий, таких как Александра и Аркадий Архиреевы, Дина Воронцова, Александра Некрасова, Валентина Смагина и многих других. Они создавали вещи высочайшего класса, штучные, яркие, впечатляющие.

Под скульптурами этих мастеров, под их монументальными вазами с удовольствием подписались бы именитые их коллеги из других краев. Именно поэтому и возникали проблемы с «плагиатом» — многие уральские шедевры были приписаны другим заводам. Даже скульптуры Хозяйки Медной горы Архиреевых, хотя ничего более уральского и быть не может, «дарили» другим авторам. А какие потрясающие пейзажные фарфоровые подносы делал Александр Некрасов, какие потрясающей красоты наборы фарфоровых шахмат! Ассортимент был широчайший, качество — на уровне мировых стандартов.

Это был целый мир. И все это внезапно рухнуло. Это, конечно, очень по-русски — сначала ценой немыслимых усилий, буквально в чистом поле создать фарфоровое производство, а потом взять и разрушить все до основанья… А ведь это наша история, наши гены.

— Когда мы с Юрой устраиваем выставки нашей коллекции, коллекций наших друзей, — рассказывает Оксана, — мы то и дело слышим: «Ой, а у меня в детстве была такая же шкатулочка с ящеркой! А кто ее автор?» или «Ах, у меня дома есть похожий рыбачок! Я думала, его родители из Москвы привезли». Понимаете, можно, конечно, покупать китайский фарфор, возможно, он расписан поярче и позамысловатее (вернее, не расписан, а обклеен), но вы же понимаете, что с водой мы сейчас выплескиваем ребенка! И потом опять потребуется полвека, чтобы с чистого листа все начинать.

Листаю альбом «Уральский фарфор». Вот чудесный сувенир «Башня Екатеринбурга» — водонапорная башня на Плотинке. Авторы А. Синицын и О. Загуменнов. И почему я раньше такой нигде не видела? А ведь сделана так здорово, что продаваться должна буквально в каждом сувениром магазине. Ведь это же уральский брэнд, наш символ! А до чего замечателен «Данила» родом тоже с Сысертского завода. Авторы — В. Прокопенко и Т. Воронина. Ведь это же просто находка для награждения победителей разных фестивалей и конкурсов: вместо безликих кубков из пластика гораздо лучше было бы вручать этот символ уральского мастерства и упорства. И так на каждой страничке — внезапные открытия и запоздалые сожаления.

— Мы, конечно, рады, что альбом сразу вызвал к себе огромный интерес, — продолжает Оксана Федосеева. — Стали поступать заказы на книгу из Москвы и Питера, из Германии и Франции. Короче говоря, из всех фарфоровых центров. Люди даже специально приезжают к нам за книгой, мы их возим по «фарфоровым» местам, все показываем, рассказываем. Тираж ведь у альбома очень маленький, он прямо на глазах становится библиографической редкостью. Нам с Юрой очень приятно, что его так хорошо принимают. Но в тоже время и грустно очень. Понимаете, во время работы над альбомом, когда мы ездили к мастерам, брали интервью, пришлось услышать столько горького, печального, болезненного. Мы понимали, что заскакиваем буквально в последний вагон. Что эта глыба на наших глазах уходит под воду. Конечно, «рукописи не горят», но жаль, если в будущем новые издатели подобного альбома не смогут пополнить его ничем новым — так случится, если и Сысертский фарфоровый закроют.

Альбом «Уральский фарфор» Оксана Федосеева и Юрий Шеломов сделали, что называется, по зову сердца. В России все самое настоящее и важное всегда делается по зову сердца. И наверное, в этом секрет живучести нашей культуры. В самый темный час всегда вдруг пробивается какой-то лучик света. И тогда на ваш стол ложится, к примеру, такой замечательный альбом, который листаешь с гордостью и сожалением, понимая, что снова мы что-то потеряли и в то же время обрели.

Светлана ДОЛГАНОВА, 26 февраля 2014

Последний раз редактировалось veravolk; 09.07.2016 в 23:04.
масепа вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 17:54. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.11
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot Дизайн: DreamWebStyle
службы мониторинга серверов
vBulletin Optimisation provided by vB Optimise (Pro) - vBulletin Mods & Addons Copyright © 2024 DragonByte Technologies Ltd. ()