Показать сообщение отдельно
Старый 03.08.2021, 03:52 #61
Специалист раздела "Советский фарфор"
 
Регистрация: 16.04.2016
Адрес: Москва
Сообщений: 2,458
Репутация: 65272437
По умолчанию Медниеце Латвите Яновна (Latvīte Aleksandra Medniece (8.12.1924-2.3.2018))

Художник-керамист

Образование:
Рижское училище прикладного искусства, отделение керамики (1949).
Латвийская Академия художеств, отделение керамики (1955);

Работа:

1955-57 Рижская фарфорово-фаянсовая фабрика, малая пластика и посуда.

1957-1967 преподавала роспись фарфора в Рижском училище прикладного искусства.

С 1967 в Творческой экспериментальной мастерской на Кипсале.

Член Союза художников Латвии с 1961 года;
Член Женевской международной академии керамики с 1971 года, с 2005 года - почетный член.

С 1955 года участвовала в республиканских, всесоюзных, а также международных выставках, в том чиле в нескольких городах Чехии и Брюсселе.
Работы экспонировались на «Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве» в 1956 г.

Персональные выставки:
1970 - в Тукумсе, Кулдиге, Вентспилсе (Латвия);
1987 - в Риге, Талси, Друвиене (Латвия);
1997 - в Зале керамики на Кипсале (Латвия).
2000 - Остеллунг (Austellung, Германия);
2006 - 42 Генеральная Ассамблея Международной Академии Керамики. Выставка члена МАК Рига.
Персональная выставка «Работы», Рижский музей фарфора (04.12.2015 - 31.01.2016)
Персональная выставка "След в глине", Роткоцентр, Даугавпилс (17.8.-8.10. 2017)

Участие в жюри выставок:
1957-1998 - Латвия, Россия, Литва, Эстония, Югославия, Румыния, Болгария, Германия, Финляндия, Дания;
2000- Испания, Швеция, Норвегия.

Участие в международных симпозиумах:
1971 - в Вильнюсе, Литва;
1974 - в Кадинисе, Польша: "Керамика в архитектуре";
1989 - на Кипсале, Альтвиа: «Природа, работа».

Произведения в коллекциях:
Музей Союза художников Латвии, Латвийский национальный художественный музей, Рижский музей фарфора, Валкский краеведческий музей, Латвийский художественный фонд, Министерство культуры Латвии, Художественный фонд России, Музей керамики в Кусково; в частных коллекциях Швеции, Норвегии, Финляндии, Франции, США, Канады, Австралии.

Работала с глиной, шамотом и фарфором.

Народные песни, сказки и легенды, услышанные от бабушки и мамы, были неизгладимым импульсом для ее воображения. Окружающая среда, постоянно меняющиеся морские пейзажи, рыбалка - как второй по значимости образ жизни, а также суровые и сильные приморские мужчины и женщины стали неотъемлемой частью жизни и творчества Латвите Медниеце.

Начинала она со статуэток и посуды (1955-57 гг. на РФФФ), однако в начале 1960-х обратилась к рельефам из глины с образными сюжетными линиями, а с 1967 года работы уже создаются для выставок, внутренних интерьеров и открытых пространств. Среди латвийских гончаров собственный виртуозный почерк художника уникален, ведь в ее творчестве почти нет ваз, подсвечников и другой типичной для Латвии посуды. Она в основном работала с фигурными композициями, в её работах ощутимы ирония и игра. В мотивах её работ неразрывно и органично переплетается житейское с сакральным, фольклорное с христианским.
Простое, ясное и логичное построение всех вещей, их взаимная согласованность и включение в пространство, ее уважение к подлинным, натуральным материалам возвращают зрителя к основам, к глубокому пониманию этнографических и археологических особенностей латвийской культуры.
Формы созданы с определенной условностью, стилизацией, тонкие изображения - в вытянутых, «свернутых» формах, темы затрагивают суть латышской жизни, бытовые сцены из сельской и рыбацкой жизни, а также шутливо запечатленные жизненные истории.
Латвите Медниеце не боялась технических экспериментов и во многих смыслах стала первооткрывателем в латвийской керамике, она одна из немногих, кто использовал разные керамические материалы в одном произведении искусства: шамот и фарфор; использование цветов также уникально.

Рута Муйжниеце:
"…Постепенно Латвите Медниеце нашла свою особую, подходящую керамике, стилизацию и главные принципы создания форм, но с течением времени приемы и зависимость от темы и характера образов меняются и непрерывно разнообразятся. Ничто неисчерпаемо до конца, всегда остается многоточие, за которым еще что-то есть. Такой глубины мысли, как у Медниеце, которая работает с фигурами, в латвийском искусстве не имеет ни один другой керамист…"

Латвите Медниеце:
«Материалы не делают человека художником. Если вам нечего сказать, никакое количество материала или разновидности глазури не поможет».


фото:
1. Медниеце Латвите Яновна

2. и 3. Коллаж из произведений

4. Декоративная композиция "Зеркало". Выставка "Работы" 4.12.2015-31.1.2016. Рижский музей фарфора

5. Декоративная композиция "Женщины у моря". Выставка "Работы" 4.12.2015-31.1.2016. Рижский музей фарфора

6. Декоративная группа "День театра". 1980. Глина, глазурь. Работа экспонировалась на выставке «Семидесятые. Польза красоты». Коллекция LNMM. Фото: Дидзис Гродзс
Миниатюры
67b7screen_shot_2016-10-12_at_10_large.jpg   3b5e_1000x605_www_pirma_bilde.jpg   470c_1000x413_l.medniece_fb.jpg   534551ql.jpg   d7abЖенщины у моря.jpg  

2d0dДень театра1.jpg  
TaraGrn вне форума   Ответить с цитированием