PDA

Просмотр полной версии : Каталог Rörstrand (Рёрстранд) и др., Швеция


Marina2015
01.12.2014, 03:02
Фирма «Рёрстранд» является одним из старейших производителей фарфора в северной Европе. Фабрика была основана в 1726 году в Стокгольме и выпускала в начале преимущественно фаянс.
657343 657344

1730-1740 гг.
658095 658096

1750-1760 гг.
658097

1770-1820 гг.
658098

Marina2015
01.12.2014, 03:04
1820-1884 гг.
658099
1884-1926 гг.
658100 658104

Marina2015
01.12.2014, 03:04
1926-2000 гг.
658108

Marina2015
01.12.2014, 03:04
Одним из первых упоминаний, связанных со становлением фаянсового производства в Швеции, является сообщение от 1725 г. шведского посла в Копенгагене – барона Адлерфельта, в котором идет речь о прошении художника и мастера-керамиста Йохана Вольфа. Обращаясь к королю с просьбой о разрешении на свое пребывание в Швеции, Вольф также упомянул об организации фарфорового производства. Прежде Вольф занимался торговлей: известно, что с 1722 г. его деятельность была связана с мануфактурой фаянсовых изделий в Копенгагене на Конгесгаде. К моменту своего появления в Швеции он обзавелся сравнительно широким кругом знакомств в среде мастеров фаянсового дела. 13 июня 1726 г. Вольф получил право на организацию керамического производства «в манере Делфта» в замке XVII в. Рёрстранд близ Стокгольма. С 1729 г. мануфактура получила королевскую привилегию, в это же время произошла и смена руководства. К управлению пришел Кристоф Конрад Хангер, ставший преемником Вольфа.

Marina2015
01.12.2014, 03:07
Затем в 1743 г. на посту управляющего его сменил Андерс
Николаус Фердинанд, который ранее уже работал вместе с Вольфом. Первым шведским специалистом, отвечавшим за техническую составляющую производства, стал
Андерс Фалстрём, пришедший на мануфактуру в 1741 г.

Marina2015
01.12.2014, 03:09
В 1753 г. фабрику приобрел Элиас Магнус Ингман фон Норденштольпе. С деятельностью этого талантливого руководителя связан период, считающийся одним из успешных в истории Рёрстранда. Мануфактура в это время интенсивно развивается, о чем свидетельствуют экономические данные: если в 1742 г. число работников достигло 31 человека, то к 1753 г. оно было уже. Ранние изделия мануфактуры были выполнены из тяжелых глиняных масс, в росписи, как правило, использовались кобальтовые оттенки и монохромные приемы. Рисунок отнюдь не был утонченным – линии толстые, орнамент плоскостной и незатейливый. Художественное исполнение первых предметов Рёрстранд, вплоть до 1730-х гг., испытало сильное влияние традиции декоративного оформления изделий немецких и английских мануфактур. Ранние примеры свидетельствуют о заимствовании формы у немецких мастеров, а также восходят к образам китайской керамики. Зачастую роспись выполнялась в скромной монохромной кобальтовой технике, а сюжеты, выбранные для декоративного решения предметов, повторяли мотивы китайской живописи по фарфору.

Marina2015
01.12.2014, 03:15
Первые успехи были связаны с коллективом Рёрстранда, сформированным в основном из приглашенных специалистов и художников, в том числе немецких, обладавших хорошей техникой.
При участии немецких и голландских художников и арканистов в процессах производства, на Рёрстранде велась подготовка собственных шведских мастеров.
Растущий профессионализм местных специалистов сказался в том, что уже к 1740г. появились оригинальные национальные сюжеты в росписи и новые формы. Примером тому может служить знаменитое декоративное блюдо «Полярная звезда» (Перв.пол. XVIII в. Национальный музей, Стокгольм). Это большое декоративное изделие выполнено в подглазурной кобальтовой технике, ключевое место в его росписи занимает изображение звезды, размещенное в центре блюда. Появившиеся декоративные элементы с символами, характерными для местной культуры, в дальнейшем укрепились как традиция в искусстве фаянса и фарфора в Швеции. Из самых очевидных тенденций 1730–1740-х гг. можно отметить появление изделий, выполненных в духе шинуазри, наподобие китайских предметов, поступавших в Швецию с товарами шведской Ост-Индской компании, основанной в 1731г. На ранних этапах развития мануфактуры подобный декор, хотя и выполняется на высоком художественном уровне, носит скорее подражательный характер.
С 1758 г. Рёрстранд начинает производить столовую посуду, расписанную подглазурными красками. Этот прием был введен Жаном Эриком Реном и, скорее всего, был заимствован им у французских коллег: в 1756 г. Рен посетил Францию, где ему удалось получить формулы глазури и красок. Период использования ограниченной палитры приглушенных красок «большого огня» был непродолжительным. Вскоре мастера мануфактуры обратились к другой технологии – надглазурной полихромной росписи, что отвечало требованиям модного рококо и нарождающегося классицизма.

Marina2015
01.12.2014, 03:20
Для этого времени характерны сосуды, повторяющие более ранние аналоги из дерева. К примеру, крюшонница с пластическим декором в виде виноградной лозы и лимона, созданная в Рёрстранде около 1766 года, напоминает дубовую бочку. В музеях мира сохранилось приблизительно пять таких образцов.
В 1782 г. владельцем мануфартуры было выкуплено и производство в другом шведском городе Мариеберге, что привело к слиянию производственных мощностей двух предприятий – Рёрстрадна и Мариеберга– под именем первого. Предметы, произведенные в этот период, хорошо характеризуют развитие стиля фарфоровых изделий на мануфактурах Швеции: с одной стороны, цветовые решения (розовый, гризайль) говорят о продолжающемся влиянии французского рококо; с другой - строгая форма предмета, дополненная классическими декоративными элементами (медальон, венки, ленты) позволяет сделать вывод о появлении элементов, характерных для классицизма.

Marina2015
01.12.2014, 03:23
В 1815 году фабрика перешла к зятю Гейера П. Лагерхельму, а в 1867 году стала акционерным обществом. Производство продолжало расширяться в 19 в., особенно на рубеже 19 и 20 века, когда художественное руководство осуществлял Альф Валландер.
На начальном этапе фарфор хотя выполнялся на высоком художественном уровне, декор носил подражательный характер. За образец брались японские и английские изделия. В середине 19-го века усилилось влияние Севра, а позднее Копенгагена.

Marina2015
01.12.2014, 03:28
К концу 19 века значительно была улучшена фарфоровая масса, излюбленными стали цветочные орнаменты с применением дымчатой черни, морской зелени и темной лазури. Типичными для рёрстрандского фарфора так же снежные северные пейзажи. Расширился и ассартимент, к сервизам добавились вазы, тарелки и фарфоровые статуэтки. Изделия этого периода находились под влиянием Копенгагена, но их можно отличить по характерному сочетанию живописи и рельефа.

Marina2015
01.12.2014, 03:32
Результаты, достигнутые в XVIII в., позволили продолжить успешное развитие и фактически предопределили успех и высокие достижения искусства фарфора в XIX в., ознаменовавшиеся представлением к Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Marina2015
01.12.2014, 03:36
20-й век продолжил расцвет мануфактуры.

Marina2015
01.12.2014, 03:42
Ещё немного

Marina2015
01.12.2014, 03:50
Все фото-материалы взяты из приобретённой мною в Стокгольме книге, посвященной 280-летию завода. "Rörstrand" Bengt Nyström, Jan Brunius, 2007

Marina2015
01.12.2014, 03:52
В 1914 г. была куплена Гетеборгская фарфоровая фабрика (Göteborgs porslinfabrik) и «Рёрстранд» перенес производство в Гетеборг, когда фабрика в Стокгольме была закрыта. После слияния с Лидчёпингской фарфоровой фабрикой (Lidköpings porslinsfabrik) в 1929 г., началось перемещение «Рёрстранда» из Гетеборга в Лидчёпинг. Оно завершилось в 1936 г. и Лидкёпинг стал штаб-квартирой «Рёрстранда».
В 1960-1990-ых годах сменилось несколько компаний-владельцев.
В 2005 году производство в Швеции было закрыто и перенесено за границу (в Венгрию и Шри-Ланку).

Marina2015
01.12.2014, 22:14
Ещё есть большое количество клейм конкретных авторов. Если кому интересно, запрашивайте, вышлю.
На этом все. Жду ваших продолжений. Поделитесь у кого, что есть в коллекции.

P.S.
Особенно "повезло" самим шведам ведь их не коснулись революции и войны прошедшего столетия. Но... возможно их практицизм и рациональность, а также экономность и забота о здоровье направили страсти коллекционирования по другому руслу......???

arbor
13.08.2015, 10:37
Воробей. Фаянс. Gustavsberg, Sweden. Автор Swen Wejsfelt. Размеры 12х16х7,5 см.

Schulz
24.09.2015, 20:02
Rörstrands Porslinsfabrik, клеймо 1926-1943 гг., высота чашки 4 см, диаметр 6 см, диаметр блюдца 12 см.

Schulz
24.09.2015, 20:18
Hackefors, фабрика основана в 1929 году в г. Лидчёпинг. Клеймо 1940-1960 гг. Высота чашки 8,5 см, диаметр 5,5 см, диаметр блюдца 11 см.

TamaraS
01.07.2016, 14:11
Белый медведь
Gustavsberg, N:16,5cm

Кайса
01.11.2016, 15:15
Глубокое блюдо фирмы Рёрстранд из серии столовой посуды Svala. Серия выпускалась в 1897-1925 годах. Диаметр блюда 28 см.

Кайса
07.11.2016, 23:32
Несколько предметов из серии столовой посуды "Sture", выпускавшейся фирмой Rörstrand в 1892 - 1920 годах

Кайса
07.11.2016, 23:34
Еще один предмет

Кайса
06.12.2016, 12:45
Чашечка с крышкой для горячего шоколада. Ручная роспись. 1920-30-е годы

Кайса
06.12.2016, 13:06
Фаянсовые тарелки конца XIX века. Первая - фирма Рёрстранд, вторая - Арабиа (Хельсинки), некогда дочерняя Рёрстранд. Диаметр обеих тарелок 21 см.

Кайса
06.12.2016, 13:21
Фаянсовая тарелка середины XIX века из большого сервиза с восточными мотивами. Клеймо в тесте. Крупные буквы процарапаны в глазури, видимо, пометки владельцев. Диаметр тарелки 22 см.

Кайса
06.12.2016, 14:16
Небольшая мисочка или салатница "Ребекка", выпущенная к 275-летнему юбилею фирмы Рёрстранд, 2001 год. Дизайнер Сюзанна Элен разработала её дизайн, вдохновившись изделиями 1750-х годов, увиденными в музее фирмы. Юбилейное клеймо, имя дизайнера и подпись художника. Диаметр 12 см.

Жентарь
04.11.2019, 00:41
Тарелка фаянсовая Gustavsberg Густавсберг d17 см. Из серии старинных видов главной торговой площади Стокгольма. Клеймо 20-й век, десятилетие не определила, встречала информацию, что 60-е, под вопросом.

Кайса
07.11.2019, 23:38
Поскольку фирма Рёрстранд, основана в 1726 году, то явно речь идет не о ней.
Здесь,как я понимаю, говорится о фабрике Gefle Porslinsbruk в городе Евле (или Гевле). Она была основана в 1910 году на месте, где прежде находилась Gefle Kakelfabrik, которая, действительно, изготавливала керамическую плитку. Вальдемар Мейер был ее управляющим с 1913 года, был ли он уроженцем Москвы, не знаю. Фабрика была приобретена группой Upsala-Ekeby AB в 1936 году. Производство на фабрике прекратилось в 1979 году.
Но к представленной чашечке эта информация отношения не имеет.
Что же касается фирмы Рёрстранд, она, действительно, вошла в группу Upsala-Ekeby AB, но это произошло в 1964 году. Продукция продолжала выпускаться под товарным знаком Рёрстран.

Лариса1002
01.02.2021, 19:22
Случайно стала обладательницей такого блюда Rörstrand. С годом не уверена, печать в тесте, и надпись Pense (фиалка) HM PERLB210. Буду благодарна за дополнения

Нюша
20.09.2022, 17:59
Сахарница, ручная роспись, Лидчёпинг, 1927 год.