PDA

Просмотр полной версии : Кузнецов. Клейма заводов. История предприятий.


Рустам
04.06.2009, 09:50
624027
Клейма приводятся по книге "Кузнецовы. Династия и семейное дело" Галкина Е.,Мусина Р. М.,2005

Марки завода в Риге 1843-1939

Norita
04.06.2009, 10:02
еще ........

Norita
04.06.2009, 10:05
Марки Тверской фабрики 1870 - 1918

Norita
04.06.2009, 10:07
Марки Будянского завода 1887 - 1918

Norita
04.06.2009, 10:09
Марки Дмитровского завода 1891 - 1918
Марки Славянского завода 1892 - 1918

Norita
04.06.2009, 10:11
Марки Рыбинского завода 1894 - 1918

Norita
04.06.2009, 10:14
Марки Песоченского завода 1898 - 1918

Norita
04.06.2009, 10:15
Марки периода Товарищества

Norita
04.06.2009, 10:16
неопределенная марка

Norita
04.06.2009, 10:18
Клейма различных торговых фирм, нанесенные на кузнецовскую продукцию

Лёня
04.06.2009, 10:18
Кузнецов И.Е. на Волхове.
Там заведовал другой брат.

Лёня
04.06.2009, 10:18
Новгородская обл.
Грузино
марка в Грузино есть и в книге Б.А. Кузнецова "Иван Емельянович Кузнецов. Новгородский король российского фарфора. История семьи." М.,2015. Видимо, там марка опубликована впервые.

марка в Грузино есть в марочнике Насонов, Насонова, Торкунова "Русский фарфор и фаянс. Из прошлого в будущее." М., 2015..

Лёня
04.06.2009, 10:18
Новгородская обл.
Бронницы:


в книге потомка Кузнецовых - Б.А. Кузнецова "Иван Емельянович Кузнецов. Новгородский король российского фарфора. История семьи." М.,2015. (фото ниже)

Антон
02.07.2009, 19:17
Марки Дулевского производства (1832-1918)
_________________________________________

В Дулеве вырабатывались фарфоровые и фаянсовые изделия.
Наиболее ранним из известных является вдавленное в тесте клеймо,,ЗК,,(14). По стилистическим признакам предмета(чайницы) его следует датировать 1830-40гг.

Марки (15-22) -кобальтовые,периода Сидора Терентьевича,в их числе клейма (17,18),(19)-золотое,в обрамлении гирлянды цветов.

Марки (23-30) -относятся к раннему периоду деятельности Матвея Сидоровича (1864-1889),по преимуществу они надглазурные голубые.

Клейма (28,29) встречаются надглазурные голубые,а также ,золотые.

Арабская надпись на клеймах (30,31) характерна для восточного товара.

Марка (31) относится к периоду Товарищества (1889-1918)

Кузнецов в Дулево

Антон
02.07.2009, 19:20
Кузнецов в Новохаритоново

Sammlerin
10.03.2010, 15:06
Стоит упомянуть еще о второй ветви династии Кузнецовых, новгородской:
http://kizhi.karelia.ru/collection/opr/=%D0%A4%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0% 98.%D0%95.%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0% BE%D0%B2%D0%B0
http://novved.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4863&Itemid=49
Клейма кузнецовских заводов:

Sammlerin
10.03.2010, 15:09
продолжение

Astronom
13.01.2011, 09:15
Буды периода Товарищества. Определено здесь (https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=7940)

Чукча
22.08.2011, 10:52
сокращенная версия книги
http://publish.collectors.ru/img/izdaniya/book12/Russian_faience_adv.pdf

Baschin
12.09.2012, 22:18
Кузнецов в Рыбинске и на Волхове
Мой друг Витька Слодкевич привез фотки клейм которые он сделал на Севере этим летом

http://i297.photobucket.com/albums/mm218/Chemeris/Ceramic/2010_734a.jpg

http://i297.photobucket.com/albums/mm218/Chemeris/Ceramic/2010_730a.jpg

Кузнецов в Рыбинске редкая марка

Serg_guard
15.10.2015, 19:01
Году литературы в России посвящается...

Книга ориентировочно появится в продаже на салоне в ЦДХ 21-22 октября.

В наши нелёгкие, во всех отношениях, времена мы начинаем публикацию анонса нового издания с картинок
и будем публиковать ежедневно по 2-3 разворота, вплоть до выхода книги в свет.

Пресс-релиз об истории создания настоящего труда будет напечатан здесь в самом конце - 21 октября

С уважением,
Сергей и Ирина Насоновы, Среди коллекционеров
Октября 15 сего года

Serg_guard
16.10.2015, 19:32
ещё ...

NXL2009
10.11.2015, 15:57
Изделия Товарищества Кузнецова.
Каталог на 90% представлен посудой из фарфора и фаянса.Фигурками не так много и только из фаянса.В общем, всё ,что выпускалось на заводе в конце 19 века

Krue
29.06.2016, 09:00
Основателем фарфорового производства на чудовской земле стал купец 1-ой гильдии Иван Емельянович Кузнецов, родственник московского Матвея Сидоровича Кузнецова. Фарфоровая империя династии Кузнецовых берет свое начало с 1810-х годов 19 века.

На новгородской земле первой была построена в 1878 году Волховская фарфоро-фаянсовая фабрика (до революции – «Фабрика И.Е. Кузнецова на Волхове») на правом берегу реки Волхов в трех километрах от Соснинской пристани. Здесь обосновался двоюродный брат московского фабриканта Иван Емельянович Кузнецов, который в 1878 году отставляет службу у двоюродного брата и открывает собственное производство в Новгородской губернии, дав начало новой ветви фарфоровой династии Кузнецовых.

В 1892 году Иван Емельянович приобретает еще и Бронницкий завод под Новгородом. Это предприятие стало одним из семи крупнейших предприятий фарфорового производства в России.

В 1886 году Иван Емельянович, купив участок заболоченной земли у помещицы Ботановой близ села Грузино, начал строить еще один фарфоровый завод – Грузинскую фабрику. Таким образом, в конце 19в.- 1910-е гг. ему принадлежали Чудовский стекольно-хрустальный (осн. в 1875 г.), Грузинский (1898г.) и Волховский (1878 г.) Бронницкий (1892г.) фарфоро-фаянсовые заводы.

Основанием для строительства Чудовского завода служили: топливная база (леса поблизости), дешевый водный транспорт (река Волхов), дешевая рабочая сила из близлежащих деревень. Началось строительство с кирпичного завода. Из собственного кирпича возводились заводские корпуса. Был построен первый кирпичный корпус с тремя круглыми горнами. Вначале выпускали гончарную посуду на местном сырье. Глину брали поблизости от деревни Ефремово. С выпуска глиняной посуды Кузнецов переходит к производству фаянса, а затем фарфора. Сырье для производства фарфора было привозное; каолин из Англии, полевой шпат и кварц из Скандинавии.

Министерство Торговли и промышленности в 1913 году удовлетворило прошение об учреждении «Товарищества на паях Ивана Емельяновича Кузнецова», пайщиками которого стали исключительно представители семьи фабриканта – жена, четыре сына и три дочери. Директором Чудовского и Волховского заводов был И.Е. Кузнецов; Бронницкой и Грузинской фабрики – Иван Иванович Кузнецов. На всех предприятиях работало 6000 человек. «Товарищество И.Е. Кузнецова» вело обширную торговлю стеклом и фарфором на внутреннем российском рынке и имело торговые склады в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Харькове, Казани, Астрахани, Самаре, Рыбинске, Омске, Ржеве, а также на ярмарках – Нижегородской, Ирбитской, омской, Тюменской, Мензелинской, Уфимской, Волгоградской, Ярославской и Рыбинской.

В 1918 году фабрики были национализированы. «Фабрика на Волхове» была переименована в «Коминтерн», Грузинская - в «Красный фарфорист», Бронницкая – в «Пролетарий».

В 1920 –е годы заводы входили в трест «НОВГУБФАРФОР». В 1923-1926 году здесь выполнялись агитационные изделия. На предприятии работала группа мастеров с ГФЗ (бывшего ИФЗ в те годы). В период 1923-1925 годов художественную часть «НОВГУБФАРФОРА» возглавлял С.В. Чехонин. В 1918-1923гг. и в 1923-1925гг. – художественный руководитель Государственного фарфорового завода в Ленинграде.

Во второй половине 1926 года трест «НОВГУБФАРФОР» был реорганизован и объединился в ноябре 1927 года с «ЦЕНТРФАРФОРТРЕСТОМ». Со второй половины 1926 года завод «Красный фарфорист» переориентировали на выпуск хозяйственного фарфора и фаянса, а на «Коминтерне» налажено производство красок для фарфора.

В годы Великой Отечественной войны завод «Коминтерн» был полностью разрушен и больше не восстанавливался.

«Красный фарфорист» также был разрушен. Остались стены главного корпуса и остовы четырех горнов. Энергетическое хозяйство выведено из строя полностью, массозаготовительный цех, котельная, жилой фонд разрушены. Вся территория поселка и завода были заминированы.

В 1944 году правительство приняло Постановление о восстановлении завода. На территории поселка и завода энтузиастами и добровольцами было произведено разминирование. Постепенно шло планомерное восстановление завода, ведущее к нарастанию темпов производства. Были заново отстроены горны и корпуса производственных зданий, установлено оборудование в массозаготовительном цехе, котельной и других цехах, строилось жилье.

В 1956 году завод подключен к Ленэнерго, а в 1967-1968 гг. тепловые агрегаты переведены с твердого топлива (дрова) на мазут. Последующие годы характеризуются дальнейшим техническим перевооружением завода.

С 1976 года четыре горна и две рольганговые печи завода переведены на пользование природным газом, что позволило улучшить процесс обжига, и, следовательно, качество выпускаемой продукции.

За советский период мастера и специалисты завода неустанно стремились к созданию фарфора высокого качества, достижению технологической и художественной зрелости предприятия. Становление фарфорового производства как продолжателя кузнецовских традиций пришлось именно в советский период, когда завод наращивал обороты и производственные мощности. Достижения коллектива завода были не раз отмечены грамотами и дипломами государственного значения в области технологического и художественного развития предприятия.

В постсоветский период завод «Красный фарфорист» был преобразован в Закрытое Акционерное Общество. Творческий коллектив специалистов завода активно боролись за сохранение Чудовского фарфорового производства и кузнецовской марки завода. В этот период художники активно работали над изменением ассортимента продукции, чего требовал в это непростое время рынок, насыщенный дешевым и некачественным товаром. Продукция завода, переориентированная на новый рынок, была отмечена также дипломами и грамотами государственного значения за освоение и внедрение новых товаров. Несмотря на нестабильное время, на заводе шло активное обновление ассортимента, в то время как другие заводы сворачивали количество ассортимента из-за потерь сфер рынка. Глубоким потрясением не только для завода «Красный фарфорист», но и для всех фарфоровых заводов страны, послужила отмена налоговых льгот в России как производителям изделий народно-художественных промыслов. Это существенно сказалось на экономической политике предприятия на фоне финансовой нестабильности в государстве.

Но даже в эти, по-настоящему нелегкие времена, коллектив был способен выиграть государственный тендер на выполнение Госзаказов на поставку фарфоровой продукции для российской армии, что характеризует неустанную работу руководства по ведению антикризисной ценовой политики и ведущих технологов предприятия, их достижения в улучшении экологических свойств фарфора.


Как и во времена начала 20 века, так и во времена начала века 21, много трудностей общественно-политического характера пришлось перенести заводу на перепутье политико-экономических эпох в России. На этот раз предприятию пришлось пережить обратный переход от национализации к частной собственности. Такие видоизменения не остаются незамеченными и безболезненными, они неизгладимо влияют не только на жизнь и политику предприятия, но на жизнь и судьбы людей. И более чем столетний опыт истории развития фарфорового кузнецовского производства это доказал.

Из четырех заводов (в советское время - фарфоровые заводы «Бронницы» и «Пролетарий», стекольный «Восстание») Новгородской области – три - «не вернулись с той войны» - экономической войны на постсоветском пространстве.

Сегодня, переосмысливая вековую историю предприятия, заводу возвращено старинное название «Фабрика И.Е. Кузнецова на Волхове» в память об основателе Иване Емельяновиче Кузнецове и продолжателях его дела. «Фабрика И.Е. Кузнецова» - единственное предприятие Новгородской области, старающееся сохранить и развить марку новгородского фарфора.

В современных рыночных условиях руководство предприятия наряду с поставками посуды стремится развивать стратегию развития в новом ключе и на новых рынках, интегрируя политику завода в сферу туристического бизнеса – наращивать обороты сувенирной индустрии, включить музейный потенциал в туроборот, как дополнительный бизнес-портфель, развивать высокохудожественную линию продукции антикварного значения.

Сегодня коллектив работает над увеличением объемов производства и над разнообразием ассортимента выпускаемой продукции. В этих целях в планах предусмотрена модернизация производства – замена старого оборудования на новое, более современное, Это касается, в частности, замены печей и формовочного оборудования.

Руководство завода техническим перевооружением стремится сохранить производство российского фарфора.

(использованы материалы «Чудовский фарфор»

заслуженного работника культуры РФ Ермолаевой Л.А.
по истории кузнецовских времен конца 19 – начала 20 века)
отсюда (https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=18326&page=5)

Krue
29.06.2016, 09:04
,"....... Иван Емельянович Кузнецов, который в конце XIX века построил три фарфоровых завода в Новгородской губернии и еще стеклянный в самом Чудове. Все заводы построены там исключительно ради удобной транспортной логистики, как по доставке и сырья, так и отправки готовой продукции.
Обсуждаемый здесь завод был первым, построенным 1878 году, производил фарфор высшего качества, посудины отличались изяществом и дороговизной.
Второй завод располагался на реке Ниша, около села Бронница Крестцкого уезда, он был куплен у П.К.Рейхеля в 1892 году. Сейчас на этом месте завод и поселок Пролетарий. Третий завод был заново построен на берегу реки Волхов напротив села Грузино, там, где сейчас поселок Краснофарфорный. Он был построен архитектором Борисом Великовским в 1898-1900 годах. Кроме корпусов завода, на берегу сохранилось и здание богадельни, превращенное ныне в общежитие и горевшее в 2002 году."
--История рода: фарфоровые фабриканты Кузнецовы.
Весьма поучительна история русского старообрядческого рода, который сумел за несколько поколений, начав от нуля, занять исключительное положение в фарфоровом производстве в России. О Кузнецовых писали немало и хорошо[1]. Потому есть смысл пройтись по истории рода пунктирно, обращая внимание на необычное, и на контекст – развитие нового вида промышленности в России. Важно также понять, как был достигнут успех рода, и в чем, в конце концов, выразился. Тем более это интересно знать для отрасли, в которой Россия не отставала от западных соседей.-----Первое поколение

Яков Васильевич Кузнецов (?-1812(?), деревенский кузнец, старообрядец, сыновья Терентий и Анисим. В 1810 году основатель и владелец небольшого фаянсового производства в Гжельской волости в 50 км от Москвы.

Район этот известен хорошими гончарными глинами и традиционным гончарным промыслом, потому именно там начался бум производства фаянса и фарфора после того, какв 1802 г.крестьянин Павел Куликов, работавший на фарфоровом заводе Отто, нашел хорошее сырье для фарфора и основал свою первую фарфоровую мастерскую. За ним последовали многие другие местные гончары, создававшие производстваразмеров от мастерской до фабрик. Самые известные среди них были фабрики Тереховых, Киселевых, Новых, Кузнецовых, Акулиных, Храпуновых. Качество гжельского фарфора, правда, было поначалу очень неважное, глазировка отлетала, краски были тусклые. И на самом производстве горны часто не отвечали строгим требованиям, разделения труда не было.

«Десятилетиями кустари гнали на рынок неряшливую, непрочную посуду. Исследователь промыслов Московской губернии профессор А. Исаев негодовал: "Будучи совершенно неспособна к творчеству и даже тупа на перенимание уже появившихся на товарном рынке новых артикул, Гжель снабжает покупателей таким товаром, к которому они привыкли..." Он критиковал гжельцев за нетщательный размол глины, за плохую обточку изделий, что искривляло их форму, за небрежность приготовления глазури -- после обжига она легко отскакивала, если была очень жидкой, или покрывала изделие неровным слоем, если была слишком густой. Каждая избенка в гжельских деревнях с пятью-шестью работниками именовала себя заводом. Во многих из них не было печей для обжига изделий -- гжельцы носили их в горн к более состоятельному и удачливому соседу. Пользовались печью бесплатно, но топили ее своими дровами. Владельцу горна это было выгодно, потому что печь таким образом не остывала, а вновь раскалять остывший горн было довольно накладно»[2].

Но спрос на фарфоровую посуду был очень велик, она расходилась. Тем большие задачи вставали перед новыми поколениями предпринимателей, поскольку в дело вступала конкуренция.

А тут были уже и в России заметные ориентиры. К примеру, Императорский фарфоровый завод, получавший поддержку казны, завод Гарднера в Вербилках, из частных Батенинский в Петербурге и Попова под Москвой (В 1810-х гг. завод Попова обращается к немецким и французским образцам, главным образом, в скульптуре и формах сосудов. К 1820-м гг. на заводе вырабатываются собственные индивидуальные характерные только для фарфора завода Попова черты: свои формы, собственная палитра красок, чистая и сочная; особенно славился состав фарфоровой массы, используемой на этом заводе. Что касается сюжетов и характера декора, то они соответствовали общим тенденциям в русском фарфоре XIX века).

Урок первого поколения состоит в том, что следует начать и не теряться, ориентироваться по лучшим.
Второе поколение.

Терентий Яковлевич Кузнецов(1781–1848), старообрядец поповского согласия. Был женат на Агафье Дмитриевне (ум. 1832), сыновья Емельян и Сидор.
С 1812 года возглавил отцовское дело. С 1818 года оно становится известно, как Ново-Харитоновский фарфоровый завод.

Решив расширить производство, купил у помещиков Сарычевых во Владимирской губернии пустошь Дулево, и построил новый завод, ставший более сильным и богатым, чем Новохаритоновский.В 1832 году производство с сортировочным цехом, складом, живописной мастерской было введено в действие.

«На фабрике было принято разделение труда: по расчетам благодаря специализации рабочих на отдельных операциях -- формовке, обжиге, росписи -- можно было на четверть увеличить производительность и выход готового товара».В 1851 году Т Кузецов арендовал, а позже стал полноправным владельцем фарфорового производства А.Г. Сафонова в селе Коротково (рядом с Дулево, на юг от него), с его производственными секретами, которые заключались в ярких устойчивых красках.

Вероятно, все это время Ново-Харитоновским заводом занимался Анисим Яковлевич Кузнецов с сыновьями (Никола и Адриан) и дело оставалось семейным, благо братья и их дети все входили в московскую старообрядческую общину Рогожского кладбища.

Второе поколение Кузнецовых сумело сделать несколько важных шагов: расширить дело (в чем им могли помочь и связи среди старообрядцев, способных поддержать единовецев ссудой), преодолеть некоторые местные проблемы за счет нового региона, повысить качество своей продукции, пусть и за счет конкурента.Третье поколение.

Сидор Тереньтьевич Кузнецов(1806–1864) жил в Москве в Рогожской части, похоронен в Новохаритонове).В 1843 году он основал фарфорово-фаянсовый завод в Риге, на котором выпускал столовую и чайную посуду, а также телеграфные и телефонные изоляторы, полуфаянсовые изделия. Вероятная причина состоит втом, что там обосновалась сильная и спаянная община старообрядцев. Опытные мастера приехали сюда из Гжели — на окраине Риги, недалеко от Западной Двины, появилась русская деревня. До 1853–1854 гг. был совладельцем фабрики в Новохаритонове, владельцем фабрик в Дулёве и Риге.

Женой Сидора Терентьевича была Татьяна Ивановна (1802 – после 1845), старообрядка поповского согласия. У Сидора Терентьевича них было несколько дочерей и сын Матвей.

Остальные представители третьего поколения Емельян Терентьевич Кузнецов, Никола Анисимович Кузнецов, Адриан Анисимович Кузнецов

В 1853-54 гг. сыновья Т.Я. Кузнецова и А.Я. Кузнецова разделились: заводы в Дулеве и Короткой отошли к С.Т. Кузнецову, а завод в Ново-Харитонове Н.А. Кузнецову и А.А. Кузнецову.

Эти заводыпозже вновь объединились в руках М.С. Кузнецова, который в 1889 году организовал промышленное Товарищество, владевшее к началу XX века восемью крупнейшими в России керамическими предприятиями.

В третьем покелении Кузнецовым снова удалось расширить дело, причем опять не без помощи старообрядцев. Разделение дела не очень сильно повлияло на его дальнейший ход, наоборот, главная линия продолжалась и далее. Рижское предприятие открыло перед Кузнецовыми новый рынок. Интересно также, что Сидор Кузнецов воспитал очень сильного преемника своего дела.

[1] Галкина Е., Мусина Р. Кузнецовы. Династия. Семейное дело. М. 2005
[2] С. Кузнецова Кузнецовский фарфор. Часть1 "ДЕНЬГИ" № 35(641) 2007
[3] И.П.Смирнов Вклад старообрядцев в развитие искусства фарфора в России
З.А.Констант "Рижский фарфор." История рижского фарфорового завода. Рига, "Зинатне", 1975 г.
Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. М. 1996. С. 155 – 156.

Krue
29.06.2016, 09:14
,"Основанием для строительства Чудовского завода служили: топливная база (леса поблизости), дешевый водный транспорт (река Волхов), дешевая рабочая сила из близлежащих деревень. Началось строительство с кирпичного завода. Из собственного кирпича возводились заводские корпуса. Был построен первый кирпичный корпус с тремя круглыми горнами. Вначале выпускали гончарную посуду на местном сырье. Глину брали поблизости от деревни Ефремово. С выпуска глиняной посуды Кузнецов переходит к производству фаянса, а затем фарфора. Сырье для производства фарфора было привозное; каолин из Англии, полевой шпат и кварц из Скандинавии."
«Чудовский фарфор»
заслуженного работника культуры РФ Ермолаевой Л.А.
по истории кузнецовских времен конца 19 – начала 20 века)
отсюда (https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=18326&page=5)

ktibr
28.09.2016, 22:56
"Второй завод располагался на реке Ниша, около села Бронница Крестцкого уезда, он был куплен у П.К.Рейхеля в 1892 году. Сейчас на этом месте завод и поселок Пролетарий."

не совсем, завод Рейхеля стоял в теперешнем урочище Устье, на усадьбе Рейхеля, это километров 10 выше по Нише

назяр
05.11.2016, 11:11
Хочу поделиться таким видеоматериалом
https://www.youtube.com/watch?v=QoWXVPRUaJ4
С уважением

Энэс
01.02.2017, 15:04
В 1872 году за участие в промышленной и политехнической выставках Кузнецов получил право использовать в своих клеймах российский герб.
Не буду с Вами спорить. Мои сведения из сборника Кобеляцкий А. Промышленная, литературная, художественная и музыкальная собственность. - СПб., 1896
Ссылка на ресурс почему-то не открывается, поэтому размещаю сканы страниц:
1-й: титульный лист
2-й: указание выставки
3-й: указание М.С. Кузнецова в списке.


http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003549406/viewer/

Зорг
01.02.2017, 17:09
Да, спасибо Вам, что дали возможность его почитать.
Могу добавить, что когда идет принципиальный спор, лучше ссылаться на первоисточник, как это блестяще сделала Энэс. А если еще покажут фото страницы из книги А.В. Селиванова, но с другой датой, будет о чем еще поговорить. Внимательно слежу за темой. С уважением ко всем участникам разговора.

Текст по изданиям Владимирской губернской ученой комиссии (Владимир, 1903, 1904 (первое прибавление), 1906 (второе прибавление)

Следует иметь ввиду, что данные, представленные в статье Селиванова основаны на многочисленных источниках, список которых, он приводит. Вот ссылка

petya
01.02.2017, 17:20
обсуждение https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=273678&page=3

Кое что прочитал о Московской Промышленной Выставке 1882г. Устраивало выставку государство. Масштабы выставки и финансовые затраты были огромны. Естественно требовались спонсоры. Нашлось несколько миллионеров. Видимо им разрешили в качестве рекламы построить 36 частных павильонов. Один из павильонов построил М.С.Кузнецов. Конкурентов по фарфору на этой выставке у него не было вообще! Вот он и получил герб на клеймо. Как говорят наши "друзья" американцы, то, что нельзя сделать за деньги, можно сделать за большие деньги. Sorry, ничего личного.
А приблизительно в это же время фарфор Корниловых заказывали лучшие торговые дома, включая Тиффани с очередью на погода вперёд. В парижских ресторанах посуда Корниловых пользовалась особым спросом.

Андрей 62
15.08.2019, 09:20
Возможно уже кто-то и выкладывал, сложно посмотреть все темы.
Из " Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного Дома Романовых." 1913 г.

Карамель
22.02.2020, 10:00
Один человек мне сказал, что Кузнецов спонсировал Строгановское училище и похоже матрица оттуда. Он имел права на формы Строгановки и повторял некоторые вещи. Известно что-нибудь об этом?
Одним из способов получения новых образцов для тиражирования в производстве стали для Кузнецовых ежегодные конкурсы, объявлявшиеся Строгановским училищем. В условиях конкурсов было оговорено право : "Премированные рисунки поступают в собственность лиц, задававших темы." В жюри конкурса входили: А.Васнецов, В.Поленов, К.Коровин, Н.Рерих, В.Щуко и другие. Кузнецовы принимали участие в конкурсах 1899; 1900; 1902, 1909 гг.

Кроме того, В Строгановском училище и школе Общества поощрения художеств у М.С. Кузнецова были стипендиаты.

из диссертации Р. Р Мусиной "РУССКИЙ МАССОВЫЙ ФАРФОР КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (на примере продукции "Товарищества М.С.Кузнецова")"

Buyer
23.02.2020, 14:02
что означает синее клеймо.
Это своего рода подтверждение (фиксация) привилегированного (исключительного) права на использование именно этого рисунка на изделиях именно этого производителя.
Авторские права пытались защитить с незапамятных времен))) Получить исключительное использование удачного продукта творческой деятельности тоже порой большая удача и гарантированный коммерческий успех.

масепа
23.02.2020, 20:54
Марки завода в Славянске Товарищества М.С.Кузнецова. Материалы Славянского краеведческого музея с выставки, посвященной империи Кузнецовых и к 125 этого завода в 2017 г.
Отрывок из книги А.В.Селиванова, фото форумчанина Сергеева.

масепа
16.04.2020, 20:28
О фабриках М.С.Кузнецова в Харьковской губернии - Будянская и Славянская.

Опацкий А.Н. Фабрично-заводская промышленность Харьковской губернии и положение рабочих" - Харьков, 1912 .

с.16 Фаянсовое производство.
"Производство это существует с 1888г. В последние годы произошли некоторые изменения, состоящие в том, что одна из фабрик закрылась, а на другой фабрике (обе фабрики одного и того же владельца) производство фарфора совершенно прекращено и изготавливаются только фаянсовые изделия, для обжига которых установлена непрерывно действующая печь.
По сравнению с 1900 годом производительность этой отрасли промышленности в 1910 году увеличилась на 15 1/2% и составляет сумму свыше 1.200 тысяч рублей, а в 1911 году по сравнению с 1910 годом, увеличилась мало".
Упомяну Будянскую фабрику из этой книги, т.к. в списке действующих предприятий есть только одно предприятие - Фаянсовая ф-ка М.С.Кузнецова ст. Буды, 2050 рабочих. А вот в самом Славянске нет ни одного предприятия на 1910 г., которое производит фарфор или фаянс, только керамическое производство плитки Дзевульского и Ланге.

Из таблицы в этой книге: Поступило иностранного сырья - красок и химических препаратов - 15625 пудов на сумму 80384 руб.

И еще о Будянской ф-ке: "Кроме того вывозится в Азию фаянс. В 1911 году фаянса отправлено в Среднюю Азию на 115 т. руб. и в Баку на 38 т.руб. Из Средней Азии часть фаянса скупается торговцами и отправляется в прилегающие части Китая."

масепа
03.05.2020, 20:52
Интереснейшая книжечка о Будянской фабрике М.С.Кузнецова. Описаны достаточно подробно процессы декорирования фарфора, особенно методика разделения труда по элементам рисунка между живописцами, что давало совершенно одинаковый рисунок на выходе, т.к. каждый элемент был доведен каждым работником до автоматизма.

масепа
03.05.2020, 20:54
Продолжение.

масепа
04.05.2020, 21:15
Не знаю куда разместить эту статью, наверное, здесь, т.к. именно Кузнецовы активно торговали с Востоком. Из сборника:

Торгово-промышленный мир России художественное иллюстрированное издание. - Петроград Торгово-промышленный мир России, 1915-1916.

масепа
19.05.2020, 13:40
На сайте РГБ в свободном доступе можно ознакомиться с уставом Товарищества М.С.Кузнецова. Первые страницы брошюры для справки.

масепа
01.06.2020, 22:04
Фото из дореволюционного издания. Фото неважное, но заполненные до отказа полки говорят об огромном ассортименте магазинов Товарищества М.С.Кузнецова.

Андрей 62
24.02.2021, 15:03
.

масепа
28.09.2021, 19:31
Ссылка на текст книги "Историко-статистические сведения о производстве фарфоровых и фаянсовых изделий Товарищества М.С.Кузнецова: собрано И. Токмаковым.
https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2FN5Jf5YErfNVhqFbrK9mCKYRI5Y1Ojm3dHhI AfDiaNgNn1mNUVP6EwwX65zUoopLRq%2FJ6bpmRyOJonT3VoXn Dag%3D%3D&name=proiz-farforovyx-i-fayansovyx-izd.pdf&nosw=1

aleks24
27.01.2022, 20:56
ссылка для скачивания
https://disk.yandex.ru/d/ZOPWEIVnyTyjlQ

aleks24
30.01.2022, 19:38
Описание фарфоро-фаянсовой фабрики товарищества М.С. Кузнецова в Будах. 1895 г.
https://disk.yandex.ru/d/6zkcQHwO03WxAg

масепа
04.06.2022, 12:30
Отрывок из статьи Коноваловой Н.Е. Первомайский фарфоровый завод в контексте развития отечественной художественной промышленности. Автор опирается при написании материала на сведения из статьи Мусиной Р. Восточные товары ( информация о клеймении маркой Гарднера различной кузнецовской продукции)// Декоративное искусство СССР. - 1984. - №5. - с.48.

"... с маркой «Товарищества М.С. Кузнецова
в Рыбинске», известно шесть её разновидностей, во всех написано полное
название «въ Рыбинскѣ», из них в трёх вариантах присутствует изображение
двуглавого орла, в одном – арабская надпись. Ряд изделий, по
стилистическим признакам относящихся к продукции кузнецовских
предприятий или имеющих точные аналогии с ней, не содержат указаний
на конкретного производителя или вовсе без марок. Они могли выпускаться
на любой фабрике «Товарищества», а также в период 1918–1924 годы, когда
предприятия, став собственностью государства, не сразу изменили свою
маркировку, но продолжали выпускать традиционную продукцию.
Возможно, фарфор Рыбинской фабрики мог маркироваться и другими
марками «Товарищества». Скрывая истинного производителя,
М.С. Кузнецов сознательно заменял его на более известного покупателю,
поскольку изделия Рыбинской фабрики нисколько не уступали по качеству.
В связи с этим интересно письмо Главного склада «Товарищества»
в рыбинскую контору от 23 сентября 1905 года, в котором сообщалось:


«Настоящим предписываю Вам отнюдь не работать по заказам торговлей и
ярмарок: чайников водян. 1 и 2 в. без губки, чайников 8, 7, 6, 4, 3, 2, 1 парные
без губки, полоскательниц 1 и 2 в. круглых; мушелем (с клеймом Гарднер90)
по образцу Дмитровской фабрики, кроме мушеля ½ нутра, которые требуют
для трактиров, т.е. чайники с золотым носиком. Если будут поступать к Вам
заказы на чайники и полоскательницы Мушелем (Гарднер), то возвращайте
их обратно, причём рекомендовать торговле отсылать для исполнения
на Дмитровскую фабрику. Директор Правления Товарищества
М.С. Кузнецова – С. Кузнецов». В Рыбинском музее сохранился чайник-образец с маркой завода Гарднера, ранее хранившийся в образцовой
Рыбинской фабрики. Подтверждение маркировки рыбинской продукции
клеймом Гарднера содержится в письме в контору фабрики от 10 июля
1911 года: «Прилагая при этом три оттиска имеющихся у нас Гарднеровских
клейм, предполагаю, что Вы закажите верхнее, но без №т 4, правильность же
моего предложения прошу подтвердить…».

maksik78
16.03.2023, 00:14
Клейма не нашел в каталоге