PDA

Просмотр полной версии : Деколь: история и технология


ElenaF
22.04.2013, 12:35
Предлагаю открыть отдельную тему по деколи*bye*
Разрозненные сведения разбросаны по всему форуму, вопросы возникают часто, тема очень актуальная, интересная. Да и отношение к деколи неоднозначное.
Надеюсь уважаемые специалисты поддержат начинание и поделятся знаниями. @}->--
По истории появления деколи нашла вот такую информацию:
"Европейская история деколи
Кто первым придумал переносить переводные картинки (деколь) на посуду? Историки могут дать нам точный ответ. Это был француз Симон Франсуа Равенне, который приблизительно в 1750 году усовершенствовал способ гравировки фарфора. Теперь при помощи тонкой бумаги, горячих медных пластин и «материнского» рисунка можно было размножать изображение на фарфор. Сам фарфор покрывался тонким слоем лака, который удерживал рисунок на себе. Процесс перевода изображения был назван деколированием, а сама переводная картинка – деколью.

Деколирование значительно упростило труд посудных мастеров. Тонкая ручная работа теперь могла быть значительно сокращена во времени, а заняться ей могли не только прирожденные художники. Это удешевило фарфор, но не очень сильно. Бумага в те времена была очень дорогим материалом. Ведь до изготовления бумагоделательной машины оставалось еще почти 70 лет, и бумагу тоже изготавливали вручную или привозили из Китая! И все равно выигрыш в скорости был поразительным. В Европе началось почти стахановское движение. Два английских подмастерья Джон Сэдлер и Гай Грин в 1756 году поразили своим рекордом всех керамистов. При помощи деколи они вручную украсили рисунками 1200 плиток за 6 часов, что примерно равняется 200 плиткам в час или 3 плиткам в минуту. Стало понятно, что за деколью будущее.

Многие мануфактуры начали применять перевод рисунков на керамику и фарфор. Появляются цеха, которые специализируются только на деколи. Мастера переманиваются, секреты крадутся. Образцы плитки с деколью того времени сейчас высоко ценятся у коллекционеров, их стоимость достигает несколько тысяч фунтов за штуку.

Наука и промышленность в Европе шли рука об руку. Вот три изобретения, которые наиболее поспособствовали развитию деколи, сделали ее более дешевой и легкой: 1) изобретение бумагоделательной машины Анри Фудрине в 1820-ых; 2) изобретение литографической печати Алуа Сенефельдером в 1796; и 3) и изобретения способа напечатать больше чем один цвет на тонкую бумагу, который открыли братья Пратт в 1840.

Все это привело к тому, что в 1876 году в Еропе появилась «Декалькомания», повальное увлечение переводом картинок на фарфор, керамику и стекло. Десятки тысяч людей увлеклись новым хобби, которое не утратило своей популярности и сейчас. Однако, это уже предмет совсем другой статьи."

ElenaF
22.04.2013, 14:12
ВОт нашла у нас тему как отличить деколь от росписи https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=188 - на второй странице даже есть иллюстрации

А это опять же в сети статья, довольно емкая и информативная ( перепечатанная многими ресурсами - так что ссылку на оригинал, увы не дам)
"Как отличить деколь от ручной росписи?

Для начала простое объяснение, что такое деколь – это переводная картинка, позволяющая тиражировать и повторять рисунок на фарфоре. Роспись же – признак уникальности предмета, а значит и заведомый сигнал к более высокой оценке.

Самое простое – берем отличную лупу и детально изучаем картинку. Увидев изображение из множества точек, не торопитесь сразу делать заключение о деколи, возможно, что перед вами точечная живопись на шедевре начала-середины 19 века настоящего мастера своего дела. Опять же если, это не ширпотреб с клеймом периода застоя прошлого века.
Декольмания – это та же переводная картинка, только на фарфор. Действительно, под увеличительным стеклом увидите точки – изображение будет как газетное. Чем выше качество деколи, тем плотнее эти точки сливаются в цельное изображение.
Сама технология нанесения подразумевает, что слой краски на декольке очень тонкий, поэтому изображение бледное везде. Очень часто те места в живописи, которые надо насытить красками, дописывают кистями. Поэтому вы сплошь и рядом будете слышать – деколь с подрисовкой. Там где подрисовка, вы увидите следы от кисти – обычные мазки. Иногда украшают декольки штришками эмалевых красок – очень выпукло и декоративно. Их частенько выдают за полноценную роспись, будьте внимательны.

Типичным дефектом переводных картинок является порыв деколи. Нередко именно эти места подрисовывают эмалевыми красками.

Печать или деколь всегда состоит как бы из очень мелких точечек. Дорисовка обычно выделяется из основной массы тем, что приподнимается над рисунком. Чаще всего это можно ощутить пальцами или повернув плоскость предмета на 30 – 45 градусов от горизонтальной линии, среди бликов вы отчетливо заметите бугорки эмали.

Английская тяга к технологичности демонстрирует раскрас по печати муфельными красками, с последующей прорисовкой контуров золотом и пробелами эмалевыми красками. Чисто ремесленный труд, тиражное производство. Отсутствие экспрессии и народной фантазии. Зато английские клейма и марки отличаются удобной точностью при атрибуции.

На ручной росписи почти всегда хорошо видны мазки кисточки. И вовсе не обязательно они должны быть ощутимыми и припухлыми, как раз наоборот, настоящие мастера владели техникой в совершенстве и их работы выполнены безупречно.

Но что делать, если перед вами, например, чашка, усеянная мелкими цветочками, а под рукой нет лупы и вы в затруднении: – деколь или живопись эмалевыми красками на предмете?

Тогда просто детально сравните аналогичные орнаменты: если они как по шаблону и на каждом один и тот же лепесток абсолютно идентично отклонен от букета, да и еще и повторяется точь-в-точь на блюдце – смело предполагайте деколь.

Если вы готовы поделиться простым и надежным советом, как отличить деколь от ручной росписи, не стесняйтесь, пишите! Возможно, ваш комментарий станет отдельной главой в нашем Справочнике начинающего коллекционера."

ElenaF
22.04.2013, 14:43
О цене
К слову о том, что рукописное будет всегда дороже деколи - ИМХО неверно. Надо смотреть на предмет в целом, хотите пример?
Вот горячо любимая мною RS Prussia (несколько производителей с 1880х ) - едва ль Вы найдете у них рукописные вещи.
Фабрики шли в ногу со временем и модой - богато (обычно чрезмерно) декорированные предметы обильно украшались деколью (хорошего качества - см фото), роскошные рельефы, причудливые молдинги - у меня есть пара тарелок, впечатление производят.:-[
По уходам на современных аукционах часто в разы превосходят предметы с ручной росписью известных фабрик.....
Вот пара реальных предметов с фактическими ставками в аукционах, которые заканчиваются в ближайшее время:
1. Пара тарелок с дамами. http://www.ebay.com/itm/Very-Rare-Two-RS-Prussia-Maiden-Bowl-/251263326300?pt=LH_DefaultDomain_0&hash=item3a8076185c
Сейчас до конца аукциона 4,5 дня - цена 2500 уе, уже есть ставка. Одна из дам в кобальте еще и с битым и плохо клееным краем ( на фото тарелки битый край на 7 часов)
2. Миска с ромашками 22 см в диаметре, особо ничем не примечательна ИМХО http://www.ebay.com/itm/RS-Prussia-Steeple-Mold-26-Cobalt-Blue-Gold-Decorated-Bowl-/111055170722?pt=LH_DefaultDomain_0&hash=item19db676ca2 До конца укциона больше 2-х дней, 10 ставок, цена уже 219 уе, в финале должна подняться.

К сожалению уже удалились ссылки на другие предметы, где тарелки RS Prussia уходили по 700-1000 уе.

ElenaF
22.04.2013, 15:37
Деколь с подрисовкой
Покажу несколько интересных на мой взгляд вариантов деколи с подрисовкой (на примере обожаемого мною лиможского фарфора :) ) (не мое)
Представлены предметы с довольно симпатичной подрисовкой, которая ИМХО таки может ввести в заблуждение не очень опытного человека ;D
Не всегда есть возможность рассмотреть предмет вблизи и с лупой - тогда давайте просто рассматривать изображение на предмет несоответствий...
1. Парочка в парке - ИМХО очень мило сделано, граница деколи и подрисовки практически не заметна, удачно выбраны цвета, травка, деревца очень гармонично обрамляют центральный элемент с парочкой, НО... где же продолжение дерева за спиной у кавалера?!... зеленовато желтый тон куда-то исчез =-O
2. 2 тарелки с всадниками - ну ооочень симпатично, жизнерадостные цвета - сценка в лесу т ак вообще миленько... если б не легкое несоответствие цветов, и внезапная оборванность деревьев можно было бы и не понять что деколь с подрисовкой. Вариант с дамой в окошке более веселый - а дом-то где? =-O
3. Пары в "джунглях" - ИМХО художник с подрисовкой не поскупился - такие дебри нарисовал :-) Если бы не потерянный в зарослях кусок скамьи у одних и балюстрады у других - можно было бы даже подумать что все написано ;D Ну и фото границы росписи - видно что при ближайшем рассмотрении мы бы рассмотрели деколь из-за зернистости

Айва
22.04.2013, 15:57
Лена, спасибо за хорошую тему! Интересна техническая сторона дела: из чего и каким способом делись сами деколи, как на них наносился в самом начале красочный слой - машина какая-то? Очень ждём специалистов в этой теме!

ElenaF
22.04.2013, 16:31
Айва, я тоже надеюсь, что нас не обойдут вниманием :-)
Да и надеюсь, что сможем несколько изменить отношение к деколи :-)

ElenaF
22.04.2013, 18:59
Ой, пардон - Забыла дать ссылку на обсуждение показаных выше тарелок *pardon*
Производитель говорит, что это ручная роспись (на обороте надпись "Hand painted", однако если с лупой рассматривать *scratch* - можно увидеть трафаретную основу. Вопрос о том, как правильно определить технологию породил довольно оживленные обсуждения : https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=39855
В теме по ссылке можно на более подробных фото увидеть о чем речь :-)

ElenaF
22.04.2013, 19:30
Вот еще информация из Википедии - ИМХО интересно
"Слово "деколь" произошло от от французского «décalcomanie» декалькомания — изготовление печатных оттисков (переводных изображений) для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры или давления. По английски decal.
Интересно, что в русском употребляется обе формы слова: декаль и вторая деколь...
Технология деколирования является одной из наиболее популярных технологий нанесения изображения на изделия из керамики, стекла, фарфора, а сама печать деколи — это сложный, трудоёмкий процесс со сложной системой предпечатной подготовки.

Кроме того, есть ещё совмещённые технологии изготовления не обжиговых деколей для нанесение на дерево, пластики и другие поверхности. Комбинируется метод шелкографии, лазерной или струйной печати. Например такими способами изготавливаются деколи для тех кто изготавливает модели, или декорирует машины. Интересный факт - Вермахт использовал необжиговые деколи для нанесения знаков различия на каски солдат Лювтваффе и СС

Первым этапом деколирования является перенос изображения с бумажной основы на керамическую поверхность. Основой выступает гуммированная бумага, покрытая желатиновым или декстриновым слоем для лучшего отделения изображения. Изображение на декольной бумаге создается методом шелкографии или печатью на керамическом принтере. На бумаге формируется изображение, которое впоследствии лакируется коллоидным декольным лаком и переносится на керамику (или эмаль) как переводная картинка. После обжига в муфельной печи керамическая краска впекается в поверхность глазури, обеспечивая долговечную фотокерамику.

При деколировании используется специальный тип красок, включающий в себя композицию органических и неорганических соединений. В процессе высокотемпературного обжига органические компоненты полностью сгорают, а неорганические красители фиксируются в верхнем слое керамической поверхности.

Краски подразделяются на фарфорвые и стекольные.

Стекольные краски подразделяются на свинцовосодержащие и безсвинцовые. Температура обжига от 530 до 650 градусов по Цельсию.

Фарфоровые краски бывают трёх видов, но для деколей используются только два вида Надглазурные и подглазурные краски. Температура обжига подглазурных красок от 950 до 1270 градусов. Надглазурные краски обжигаются, как правило на температурах от 750 до 850 градусов. Но температура обжига, как правило зависит от типа глазури, типа самого фарфорового черепка и типа самой краски, которые тоже подразделяются по разным сериям.

При деколировании посуды из фарфора возможно нанесение изображения как до покрытия изделия глазурью, так и после. Изображения полученные методом деколи хорошо защищены от внешних факторов."

Кстати, разрешите представить - подглазурная деколь производства Meissen - видите надпись "Aquatina" - синоним гравюра лавис, эстамп, резерваж... ( Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ) ну и еще одну с Браденбургскими воротами покажу :-)\

очень надеюсь, что наши специалисты поправят информацию, если она не верна *pardon*

PorzelanSW
22.04.2013, 20:10
Интересная тема. Есть о чем поговорить. Как думаете, каким способом делали эту деколь? Точек нет. У меня написана глава на эту тему. Обратите внимание, что на этом пласте, две подписи: Филиппа Розенталя и автора портрета. Кстати, мне как то Анатолий Павлович Харитонов рассказывал о декольной технологии в Вербилках. Катали шелкографией на папиросную бумагу, клеили на сервизы на сырую еще краску и сразу в печь. Бумага сгорала - краска оставалась.

ElenaF
22.04.2013, 21:07
Ура! Вот и мэтры подтянулись! *yahoo*

PorzelanSW, ну и задачка *scratch*- может это гравюра? Тогда по идее точек не должно быть - оттиск на бумагу с доски специальными красками и потом в печку?
Расскажите, плиз - не дайте помереть дилетантом *pardon*
И про Харитонова и Вербилки было бы интересно поподробнее :-)

PorzelanSW
22.04.2013, 21:20
Умница, Леночка!
Мне пора бежать, поэтому я частично скопировал текст.
"Автор будущего портрета, Ерих Хеерманн(Erich Heermann), с отличием закончивший Мюнхенскую академию искусств, на тот момент жил в Берлине и работал в Берлинской академии искусств, в качестве профессора класса графики. Параллельно, он руководил гравировальной студией резьбы по меди, при этой же академии. Е. Хеерманн отличался блестящим владением приемами и технологией гравирования, история которой насчитывает более четырех веков. Ее основателем и изобретателем стал великий Альбрехт Дюрер(Albrecht Durer). Еще в 1505-20г.г. он создал знаменитые произведения в технике резьбы по меди, которые вполне осознанно считал вершиной своего творчества.(Рис.9) "

Detaal
22.04.2013, 21:44
Вот-вот, не надо путать деколь и технику акватинта (Мейссен) и kupferdruck (Виллерой и Бох). http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B 8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82% D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8 %D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%82%D 0%B0/ Это - потрясающе тонкая работа на подготовительном этапе, думаю и потом тоже непросто нанести рисунок на фарфоровое изделие (с его изогнутыми формами), да не с одной доски, а с нескольких. Заметьте, если роспись есть и сейчас, и на многих мануфактурах, то данная техника уходит в прошлое вместе с мастерами резьбы по меди.
Примеры ниже https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=42236&highlight=%EA%EB%E5%E9%EC%E0+villeroy&page=2 - пост 18

Vinogradov
22.04.2013, 21:45
Интересная тема. Есть о чем поговорить. Как думаете, каким способом делали эту деколь? Точек нет. У меня написана глава на эту тему. Обратите внимание, что на этом пласте, две подписи: Филиппа Розенталя и автора портрета. Кстати, мне как то Анатолий Павлович Харитонов рассказывал о декольной технологии в Вербилках. Катали шелкографией на папиросную бумагу, клеили на сервизы на сырую еще краску и сразу в печь. Бумага сгорала - краска оставалась.

Каких годов эта вещь?

Detaal
22.04.2013, 21:48
Кстати, немцы изделия с деколью с подрисовкой зачастую отмечают следующим термином - handgefertigt (ручная работа), т.е. достаточно уважительно относятся к данному способу декорирования. Это вам не польский сервиз с переводными картинками за 30 рублей в советское время)))

ElenaF
22.04.2013, 21:53
PorzelanSW, ура! *dance*
Спасибо, очень интересный и оригинальный пример :-)) ( кстати, когда книга выходит? хочется погрузиться ;-)

Detaal, давай еще раз и подробнее - там перенос был сразу на фарфор? *scratch*

Detaal
22.04.2013, 22:00
ElenaF, Лен, насчет переноса сразу на фарфор пока не удалось найти инфы. Но и бумажку так фиг наклеишь сразу))) А вот то, что было несколько досок - точно. Т.е. представь себе сколько гравюр дюреровского уровня надо было наштамповать, чтобы украсить сервиз)))

ElenaF
22.04.2013, 22:08
Detaal, Таня, может я конечно и сильно ошибаюсь - но ИМХО деколь - это не просто "рисунок с точечками" - это техника переноса изображения на фарфор ( в нашем случае)
Акватинта и пр. виды - это варианты получения изображения ( для последующего переноса - деколирования) Акваттинта, как интересно описано в статье по твоей ссылке (спасибо кстаи - супер статья, не видела ее@}->--)- это именно техника гравюрыЮ, позволяющая создать изображение с разными своеобразными эффектами... изображение опять же специальными красками на специальную бумагу. Это изображение с бумаги затем переносится на фарфоровое изделие и далее по тексту ( в печку или в глазурь и в печку пр)
Т.е. тут технологически с т.зр простых польских переводилос отличий мало - главная сложность в получении достойного изображения.
Так например в элитном фарфоре с деколью ( см. например RS Prussia из первых постов) - акцент идет именно не на технику деколи, а на трудоемкость ее изготовления. Посмотри какая мелкая печать (точки почти не видны), сколько цветов и оттенков, плавность переходов... и ведь все это печаталось на бумажную заготовку поэтапно, подгонялось на глазок и вручную - компьютеров-то не было!

Видится мне что и детские корябки, нарисованные специальной краской на спец бумаге, перенесенные на фарфор и запеченные - тоже будут считаться деколью ;)

Кстати к качеству деколи - вот бывшая моя лиомжская тарелка с розами, я на ней деколь рассмотрела под лупой! Там конечно есть порывы, но в целом точки настолько мелкие и манера довольно живописна, что не сразу увидела. На близком фото возникает ощущение что видишь зерно - но это скорее недостатки фотоаппарата :-)

Detaal
22.04.2013, 22:11
А вот тут-то и надо дождаться возвращения уважаемого Сергея, чтобы он нас просветил, почему на одних изделиях не указывается техника изготовления деколи (пока обобщим все рисунки кроме ручных этим словом), а на других гордо указывается и идет отдельным видом декорирования на том же Мейссене. На котором, если верить посетившим предприятие, на экскурсии рассказывают, что у них ТОЛЬКО ручная роспись. Надеюсь, помнишь эту тему, где я задавала вопрос по своим любимым ГДРовскиим тарелкам, а ответа так и не получила)))

ElenaF
22.04.2013, 22:15
Detaal, конечно помню тему :-))
Так интересно - что на тарелках Meissen которые приводила в пример я - тоже на одной написано Аватинта, а на второй тишина, но сомнений, что не ручной рисунок - нет. Наверняка про акватинту пишут именно из-за сложности само техники создания изображения :-)

Detaal
22.04.2013, 22:26
ElenaF, ждем Сергея. Ты же знаешь, что я в данном случае необъективна, потому что обожаю сине-белые тарелки от мейссен именно в этой технике. Кстати, на В и Б нет не точек не подрывов)))

ElenaF
22.04.2013, 22:29
Detaal, подождем :-)

Глафира
22.04.2013, 23:00
Каких годов эта вещь?

Судя по тому, что на медальоне написано 50 лет Rosenthal, то , видимо, этот медальон был изготовлен в 1929г. ( если считать годом основания Rosenthal AG 1879г.)

Krue
23.04.2013, 08:46
это деколь, а что бы добиться таких разных поверхностей золота, за счет которых и видно изображение, используется специальная мастика под золото. Которая делает золото местами матовым местами с блеском.
В советское время еще применялась одна технология нанесения аналогичных золотых декоров, но это не она.

https://www.antik-forum.ru/forum/showpost.php?p=542090&postcount=40

Vinogradov, подскажите,пожалуйста, золотая деколь- это наши изготовляли, или их закупали , и приведете, если возможно, пример другого способа золотой деколи- очень интересно
и может быть, Вы нам подскажите, с какого времени ( приблизительно) сетка перестала быть ручной, спасибо

PorzelanSW
23.04.2013, 09:16
Каких годов эта вещь?
Сам портрет, был сделан в 1925 году, к 70-летию Филиппа Розенталя. Перевод его в деколь и изготовление двух пластов и тарелки, осуществили к 1929 году, т.е. к 50-летнему юбилею мануфактуры Розенталь. Тарелка была тиражной, а вот пласты нет, поскольку не имеют даже фабричного клейма.

PorzelanSW
23.04.2013, 09:20
Судя по тому, что на медальоне написано 50 лет Rosenthal,
Скорее это овальный пласт, поскольку довольно большой: 30.5 х 20 см.

Vinogradov
23.04.2013, 09:26
https://www.antik-forum.ru/forum/showpost.php?p=542090&postcount=40

Vinogradov, подскажите,пожалуйста, золотая деколь- это наши изготовляли, или их закупали , и приведете, если возможно, пример другого способа золотой деколи- очень интересно
и может быть, Вы нам подскажите, с какого времени ( приблизительно) сетка перестала быть ручной, спасибо

Изготавливали наши сами подобные декольки.
И еще был вариант быстрого тиражирования, как правило в основном для всяких золотых орнаментов использовали, это штампиками наносили, либо через бумагу либо прямо на изделие, ЛФЗ в позднее советское время часто использовало. Но, качество и четкость оставляло желать лучшего.

Vinogradov
23.04.2013, 09:29
PorzelanSW, В 1929 году в Европе, уже могли быть такие сетки мелкие, что без увеличительного стекла и не будет видно признаков деколи.

Vinogradov
23.04.2013, 09:41
А вообще, если получится, я вечером попытаюсь выложить куда-нибудь видео про производство деколей по старым технологиям.

PorzelanSW
23.04.2013, 09:56
PorzelanSW, В 1929 году в Европе, уже могли быть такие сетки мелкие, что без увеличительного стекла и не будет видно признаков деколи.
Могли быть. Я применял как то в своей практике(не имеющей отношения к фарфору) сетки из нержавеющей стали, отделяющей безин от воды и спирта. Но! То, что этот портрет делал Шеерман в технике резьбы по меди, сомнению не подлежит. Поэтому я и убежден, что он использовался как клише.

Detaal
23.04.2013, 10:11
PorzelanSW, Сергей, вот тут мы зависаем и ждем Вашего объяснения. На меди изготавливалось клише (могло и на нескольких досках) по технологии Дюрера (назовем это так для простоты понимания)... а потом рисунок с досок наносился на бумагу? Или сразу на изделие? Опять же, если это кобальт, как у Мейссена и В и Б, как они добивались одинакового цвета в тираже, если кобальт проявляет свой цвет только после обжига. Также, если можно, поподробнее о технологии изготовления деколи с применением сетки.

PorzelanSW
23.04.2013, 10:25
PorzelanSW, Сергей, вот тут мы зависаем и ждем Вашего объяснения. На меди изготавливалось клише (могло и на нескольких досках) по технологии Дюрера (назовем это так для простоты понимания)... а потом рисунок с досок наносился на бумагу? Или сразу на изделие? Опять же, если это кобальт, как у Мейссена и В и Б, как они добивались одинакового цвета в тираже, если кобальт проявляет свой цвет только после обжига. Также, если можно, поподробнее о технологии изготовления деколи с применением сетки.
Эти вопросы, скорее к Виноградову. Я никогда не работал в фарфоровой промышленности. Когда то работал начальником цеха, в машиностроении, в котором был участок шелкографии. С технологией немного знаком. Фактически, это продавливание краски через сетку, на которую нанесен негатив нужного рисунка. Это, если примитивно.

Vinogradov
23.04.2013, 10:27
Detaal, Через бумагу да, тонкая папиросная бумага, она потом и сгорала в печах.
Сейчас используют лаки специальные для переноса, т.е двухслойную бумагу покрывают лаком, а потом вместе с этим лаком в печи, и лак сгорает на 400 градусах уже.

Detaal
23.04.2013, 10:32
Vinogradov, спасибо. Т.е. как бы имеем два способа изготовления самой бумажки-декольки. Один "дюреровский", что особо отмечают изготовители, а второй - тот, который через сеточку, как я понимаю. Умоляю Вас о более подробном рассказе о втором методе или ждем обещанного Вами видео. Еще раз спасибо.
P.S. И вопрос по кобальту при изготовлении декольным методом остается открытым.

Vinogradov
23.04.2013, 10:36
Про старый способ видео все покажет более чем четко, сам способ печати, способ переноса и.т.п.
осталось мне только ютуб освоить вечерком, не в качестве зрителя.
А способ сеточки, это шелкография, которая кстати очень давно открыта была уже.

ElenaF
23.04.2013, 13:00
ВОт, честно говоря, не задумывалась о технологии шелкографии. Знаю что есть, знаю, что красиво - но не более. А спросить вроде как-то неудобно - все же знают что такое шелкография! %)
Нашла довольно подробное описание истории и технологии с картинками (очевидно из какого-то учебника) - для таких как я *dont_know*
http://www.polirovanie.ru/silkscreen.php
Кстати нашла почему называется ШЕЛКОГРАФИЯ - "Для изготовления трафаретов шелкографии применяют тонкие прочные ткани с редким переплетением нитей. Для этих целей вначале применяли ткани из натурального шелка, отсюда и название данной техники - шелкография."
Ну чувствую мы просветимся по полной.*yahoo*
Кстати в статье написано, "Краска, прошедшая через ячейки сита, имеет точечную структуру, и после поднятия сетки сливается в сплошной слой" - т.е. с начала ХХ века могут быть варианты деколи без "компроментирующих" их точек - о чем ранее упоминал уважаемый Vinogradov *write*

ElenaF
23.04.2013, 13:02
Vinogradov, спасибо. Т.е. как бы имеем два способа изготовления самой бумажки-декольки. Один "дюреровский", что особо отмечают изготовители, а второй - тот, который через сеточку, как я понимаю. Умоляю Вас о более подробном рассказе о втором методе или ждем обещанного Вами видео. Еще раз спасибо.
P.S. И вопрос по кобальту при изготовлении декольным методом остается открытым.
Да вот мне тоже интересно - только 2 способа есть или больше?

Detaal
23.04.2013, 13:07
ElenaF, даже в твоей статье со всякими фотоэмульсиями и пр. процесс создания трафарета представляет из себя какое-то невероятно сложное производство. А до изобретения фотографии? Не зря во многих статьях о деколи особо отмечается трудоемкость и тонкость подготовительного процесса.

Vinogradov
23.04.2013, 13:22
ВОт, честно говоря, не задумывалась о технологии шелкографии. Знаю что есть, знаю, что красиво - но не более. А спросить вроде как-то неудобно - все же знают что такое шелкография! %)
Нашла довольно подробное описание истории и технологии с картинками (очевидно из какого-то учебника) - для таких как я *dont_know*
http://www.polirovanie.ru/silkscreen.php
Кстати нашла почему называется ШЕЛКОГРАФИЯ - "Для изготовления трафаретов шелкографии применяют тонкие прочные ткани с редким переплетением нитей. Для этих целей вначале применяли ткани из натурального шелка, отсюда и название данной техники - шелкография."
Ну чувствую мы просветимся по полной.*yahoo*
Кстати в статье написано, "Краска, прошедшая через ячейки сита, имеет точечную структуру, и после поднятия сетки сливается в сплошной слой" - т.е. с начала ХХ века могут быть варианты деколи без "компроментирующих" их точек - о чем ранее упоминал уважаемый Vinogradov *write*

Внутри рисунка точки да, заплывают. Но по краям, т.е там где заканчивается краска, точки остаются при любых обстоятельствах, т.е чем мельче сетка тем их сложнее увидеть, но через увеличительное стекло увидеть их элементарно при любой сетке.

Vinogradov
23.04.2013, 13:27
Да вот мне тоже интересно - только 2 способа есть или больше?

Да, два способа.

А сейчас осталась только одна шелкография почти.
Изобрели принтеры, которые керамечискими красками сразу печатают,
Но они сами по себе осень дорогие, плюс дорогие расходники на них.
Т.е на большие тиражи крайне не выгодно.
Умельцы переделывают обычные принтеры под это дело, но качество там совсем не такое...

ElenaF
23.04.2013, 16:34
Внутри рисунка точки да, заплывают. Но по краям, т.е там где заканчивается краска, точки остаются при любых обстоятельствах, т.е чем мельче сетка тем их сложнее увидеть, но через увеличительное стекло увидеть их элементарно при любой сетке.
Спасибо! :)
Значит все таки - точки остаются актуальными признаком, но по краям... так и запишем. *write*

А если в историческом ключе? - у нас ведь антик форум *ok*
Насколько понимаю могли вот такие авторские варианты как у Сергея откатать с авторской доски и перенести на фарфор как гравюру...

ElenaF
23.04.2013, 18:29
ElenaF, даже в твоей статье со всякими фотоэмульсиями и пр. процесс создания трафарета представляет из себя какое-то невероятно сложное производство. А до изобретения фотографии? Не зря во многих статьях о деколи особо отмечается трудоемкость и тонкость подготовительного процесса.
Тоже задумалась - как они это делали? *scratch*
Мне кажется, сейчас каааак разберем весь процесс по нотам, каааа обалдеем от осознания сложности и бросимся деколи старинные скупать :-)
Во всяком случае я уже начинаю смотреть на предметы 19 века с качественными деколями с бОльшим пиететом *ok*

Vinogradov
23.04.2013, 18:35
нашел видео на рутубе, когда то с него и качал себе.
начиная 3:23 минуты информация по теме.

http://rutube.ru/video/d90e22c3ce3e3e95e2cd9af8379240e6/

ElenaF
23.04.2013, 18:45
Vinogradov, спасибо очень интересно! Да еще и миниэскурсия в Коалпорт! (У меня есть пара очень симпатичных предметов 19 века оттуда (правда с росписью)
неужели традиция пить чай с молоком появилась именно из-за невысокого качества керамики! Фантастика! *write*

Krue
23.04.2013, 18:51
у меня не грузиться*wall*

ElenaF
23.04.2013, 20:00
Krue, вот тот же фильм http://www.addvide0.ru/video/avtomobili/farfor-evropy--518.html

Krue
24.04.2013, 21:52
спасибо- все равно не полуается*sorry*

ElenaF
24.04.2013, 22:53
Krue, это наверное глюк у браузера - попробуйте может через другой открыть? ( Если у Вас Internet Explorer - попробуйте Оперу или Хром ;-)

Krue
24.04.2013, 23:06
Спасибо@}->---благодарю Vinogradov и Вас

Евгеша
24.04.2013, 23:35
..иногда примерно вот так происходил процесс переноса рисунка..надеюсь, данные фото немного прояснят специфику.

ElenaF
24.04.2013, 23:43
Евгеша, т.е. это гравюра уже спец красками? или тоько оттиск? симпатично получилось с подрисовкой ( цвету добавили руками)
А на счет переноса можете пояснить? Если правильно понимаю раньше были сдвижные деколи, на которых возникали разрывы.. а были варианты наложения - тогда все ок. Или я что-то путаю? *sorry*

Евгеша
24.04.2013, 23:46
Пусть это будет загадкой..)))

ElenaF
24.04.2013, 23:53
Евгеша, какой Вы однако таинственный :D
Хотелось бы конечно узнать все:-)

ElenaF
25.04.2013, 03:00
Покажу еще один интересный на мой взгляд вариант деколи с подрисовкой.
Это тарелка Tressemann & Vogt, Limoges, France (1882 - 1907 гг) - если внимательно рассмотреть - видим деколь в один цвет ( темно-серый, черный контур рисунка) - видны точечки :-)
А все цвета - это ручная подрисовка. Причем подрисовка очень аккуратная - почти без выхода за контур деколи, не менее 8 цветов. Если бы была возможность посмотреть тарелочку на блике - видны были бы мазки.
ИМХО, симпатичная вещица ;)

ElenaF
25.04.2013, 03:22
Кстати, нашла еще одну тарелочку Tressemann & Vogt того же периода - деколь та же, роспись немного в других тонах ;-)

Ну и покажу как выглядит многоцветная деколь - подрисовкой даны только белые блики - тарелка с розами HAVILAND & Co (1893-1930 гг)

ElenaF
25.04.2013, 03:36
уппс... не успела вставить макро - вот деколь поближе, точки видны и подрисовки

Krue
25.04.2013, 10:14
Способы декалькомании (https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=44941)

ElenaF
25.04.2013, 11:52
Krue, супер! Спасибо - не видела этой темы раньше.
Ну и сразу вопрос по тексту "Технология декалькомании не нова. Ей уже более ста лет. Изобретена она была в XIX в. в России Теребневым и Семячкиным и впоследствии усовершенствована С.А. Хрулёвым."

Это так? *scratch* Не только "в области балета мы впереди планеты всей"?

PorzelanSW
26.04.2013, 11:26
Не только "в области балета мы впереди планеты всей"?
Не только!!! Наши женщины, не только самые красивые в мире, но еще и самые умные...))))

ElenaF
26.04.2013, 13:52
PorzelanSW, от имени "наших" женщин говорю "спасибо" :-*
Сергей, неужели наши изобрели?

PorzelanSW
26.04.2013, 14:00
Сергей, неужели наши изобрели?
Не знаю точно. Но если верить советским учебникам, то наши изобрели "всё"!
От первого самолета до радио и атомной бомбы.

ElenaF
26.04.2013, 14:17
Это Вы не читали Украинских учебников! Мои украинские корни и друзья позволяют мне иронизировать на эту тему - но там реально до смешного бывает, чуть ли не у Ньютона с Шекспиром найдут украинские корни :friends:
Но с этим интересно - вроде вспоминая имена и даты из перового поста - русских имен не звучало...
"Симон Франсуа Равенне, который приблизительно в 1750 году усовершенствовал способ гравировки фарфора.... 1) изобретение бумагоделательной машины Анри Фудрине в 1820-ых; 2) изобретение литографической печати Алуа Сенефельдером в 1796; и 3) и изобретения способа напечатать больше чем один цвет на тонкую бумагу, который открыли братья Пратт в 1840"
Хотя это может в Европе, а наши шли своим тернистым путем? Но почему тогда некоторые русские предметы - чуть ли не точная копия продукции известных европейских фабрик? Да и Петр окно рубил в Европу,а не Европа в замочную скважину за нами подглядывала... Парадокс какой-то *sorry*

ElenaF
27.04.2013, 14:57
Продолжу мучать общественность деколью
Сегодня на примере фруктов :-)
Встретила недавно в сети пару симпатичных примеров многоцветной качественной деколи, на донышке, которых, рядом с клеймом производитедителя, гордо красуется "расписано вручную", хотя если рассмотреть - вручную только золочение, даже подорисовки не видно.
Тарелка со сливами - C. T. Germany, C. Tielsch & Co c.1875 по 1934гг.
Тарелка с фруктами и золотым бортом - Tirschenreuth, Porcelain Factory, 1903 - 1930 гг.
Видите точечки?*ok* (на всякий случай, если кликнуть по изображению - оно увеличится - все картинки довольно большие)

ElenaF
27.04.2013, 15:06
Чтобы не выпадать из темы фруктов, но в то же время тренировать глаз - покажу одну лиможскую тарелку с ручной росписью (мое недавнее приобретение).
Тоже фрукты, ручная роспись, НО... если присмотреться - можно увидеть точечки, но другие - краска ложилась неравномерно, с микропузырьками, которые лопались и образовывали неоднородность. Получившиеся точечки хаотичны, разноразмерны, расстояния между ними различны... Особенно хорошо видно на сером фоне, рядом с подписью автора

ПС Пытаясь понять деколь или ручная роспись, не ориентируйтесь на подпись автора, это несущественный признак - и в деколях часто присутствует подпись художника %)

ElenaF
17.05.2013, 15:21
Проверила уходы тарелок из поста №3 https://www.antik-forum.ru/forum/showpost.php?p=542682&postcount=3 - что и требовалось доказать )
Опять же к вопросу о стомости деколи ;-) - смотрите принтскрины с реальными уходами предметов.
Итак "не все то золото, что ручная роспись":-X :D

Detaal
17.05.2013, 17:01
ElenaF, Лен, у нас с тобой точно совпадают мысли))) Буквально пол-часа назад думала об этом. Где вложено больше труда, что должно стоить дороже - вот такая ручная роспись https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=44724&highlight=%ED%E5%EF%F0%E8%EB%E8%F7%ED%EE%E5+%EA%EB %E5%E9%EC%EE или такая "деколь" https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=42236&highlight=%EA%EB%E5%E9%EC%E0+villeroy&page=2?

ElenaF
17.05.2013, 17:33
Detaal, Таня, согласна на 100% ))
Это ж мало того что рисунок сделать, напечатать на основу, потом эту основу наложить на фарфор со всеми изгибами... Твои ВиБ еще в один цвет, а когда полихромная печать ( да еще и без автоматизации и пр. НТРов) - уууу!

ElenaF
25.05.2013, 01:34
Нашла хорошую картинку для того, чтобы проиллюстрировать как выглядит ручная роспись "точечками", которую неопытный глаз мождет принять за декольные точечки :-)
Итак - вот фрагмент росписи тарелки Royal Vienna 1803 года (спасибо Кире за предоставленное фото)

ElenaF
10.11.2014, 15:50
Только, что сидела и мучительно выискивала границу деколи в этой тарелке из Лиможа 1908-1920х годов - с трудом, но нашла!
Художник настоящий мастер - так замечательно замаскировать границу и расписать фон... Браво, просто Браво! :)
Смотрите сами - это деколь с подрисовкой

Alen3232
10.11.2014, 17:18
Только, что сидела и мучительно выискивала границу деколи в этой тарелке из Лиможа 1908-1920х годов - с трудом, но нашла!
Художник настоящий мастер - так замечательно замаскировать границу и расписать фон... Браво, просто Браво! :)
Смотрите сами - это деколь с подрисовкой

Елена, спасибо за тему. @}->--@}->--@}->-- Действительно, очень трудно иногда отличить деколь от рисунка. А уж деколь с подрисовкой так вообще .... Читала тему раньше, но как чисто теоретическую. Теперь буду перечитывать снова.

ElenaF
10.11.2014, 17:55
На здоровье :)
Ради практики можете на приведенной последней тарелке поискать границы деколи - очень тренирует ;)

Alen3232
10.11.2014, 18:48
На здоровье :)
Ради практики можете на приведенной последней тарелке поискать границы деколи - очень тренирует ;)

уже пыталась. Но пока ничего не вижу. Я по своим, германским тарелкам хорошо все рассмотрела: какая деколь бывает. У меня там деколь с подрисовкой и Леди Сонет мне там все очень хорошо разъяснила, куда смотреть и как.

Pola
31.05.2016, 20:31
Евгеша, расскажите пожалуйста о тарелочке на Вашем юзерпике☺

Евгеша
31.05.2016, 22:22
С удовольствием. Это работа Агафонова, подаренная автором моей бабушке. Он был страстным цветоводом и даже участвовал во всевозможных выставках..

Pola
31.05.2016, 22:55
Спасибо.��

ElenaF
04.08.2016, 15:55
Хочу показать несколько примеров работ в технике деколь с подрисовкой известных Лиможских художников.
Вот 30 см блюдо в исполнении худ. Baumy
152202015220211522022

А это блюдо 34 см работы другого известного Лиможца - A.Rene (предпочитал пейзажи)

152202315220241522025
Отдельно отмечу, что оба предмета были проданы с ацкциона и уходы были высокими - сейчас не помню точно, но ок 450-500 уе. (это без наценок, доставок и пр)

ElenaF
10.01.2017, 23:31
Великолепная тема с многочисленными примерами различных видов деколей и анализом от konstart https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=267362

Belpesok
27.05.2017, 18:11
Прошу прощения, что влезаю в тему, но это деколь, или роспись?

ElenaF
27.05.2017, 18:14
роспись :)

konstart
27.05.2017, 21:05
но это деколь, или роспись?

Как ни странно, роспись. Не лучшего качества, но роспись.

ElenaF
27.05.2017, 21:37
Костя, там похоже размер сценок очень небольшой, предмет же не показывают... В цветах скудно, конечно)))

Belpesok
29.05.2017, 11:13
Благодарю, успокоили! Сценки действительно очень маленькие. Вот предмет.

Detaal
29.05.2017, 13:39
Какой хорошенький. Поздравляю!