PDA

Просмотр полной версии : Детектив - завод Сименс и Гальске


Сергеев
15.11.2016, 20:18
Фарфоровый завод Сименс и Гальске - почти детективная история

Рядовой фарфор - это особо подчеркивалось хозяевами завода, иначе откуда было бы известно
о необычайно большом количестве брака - до 40% и выше, это при том, что основная масса изделий - это простые
электроизоляторы, практически десятилетиями не изменявшиеся по конструкции...
Итак - фарфор простой, а вот завод сам оказывается не так прост...

А впрочем, почитайте сами и решите:



Тайна завода Сименса

[QUOTE]Был ли завод Сименса в деревне Городок Старорусского уезда Новгородской губернии Российской Империи? Да был.
Этот факт – пожалуй единственное, с чем никто не спорит. А вот если копнуть дальше и в прямом, и в переносном
смысле – упрёшься в сплошные тайны, окутывающие историю этого, казалось бы заурядного предприятия. Но мы
решили копнуть. И нам самим интересно получше узнать историю своих мест, да и немецким друзьям не помешает
вспомнить дела своих предков. Тем более, что в 2013 году исполнится 160 лет пребывания компании Сименс на
русской земле.

Странные факты

Историк Сименса Вилфрид Фельденкирхен пишет в своей книге, что завод в деревне Городок был нерентабельным.
Сразу возникает множество вопросов: - Почему тогда Сименс не закрывал его с 1861 по 1916 годы? Зачем держать
нерентабельное производство почти 50 лет? Ведь уже к началу 1880-х годов компания Сименс показывала в своих
отчётах по данному заводу убытки в сумме более 800 тыс. рублей! Но завод почему-то упрямо продолжал работать…
Теперь на месте добычи белой глины для завода, в окрестностях деревни, осталось 3 больших карьера, называемых
здесь – «лиманами», глубиной более 30 метров каждый. А если столько добыли глины значит, когда-то заводом было
выпущено огромное количество продукции.

Да и вообще-то непонятно:

- Как может быть нерентабельным производство, выпускающее продукцию (электроизоляторы) для своих собственных
нужд? Ведь все расходы по Городокскому заводу наверняка были заложены в конечную стоимость договорных работ
Сименса по телефонизации и электрификации России? И как бы вообще была возможна эта электрификация без
фарфоровых изоляторов. А ведь другого подобного завода в России не было. Известно, что с 1856 по 1867 год Сименс
владел правительственным подрядом на обслуживание большинства телеграфных линий в стране. Даже тех, что
построили другие компании. А потому производил для себя непосредственно в России всё необходимое оборудование:
столбы, провода, лампочки, измерительные приборы, телеграфные и телефонные аппараты… А ведь без
электроизоляторов всё это в единую цепь не соединишь…

- Как мог быть нерентабельным завод с передовой немецкой технологией и оборудованием, выпускавший также и
столовые фарфоровые изделия при огромном спросе на данную продукцию в те времена и в России и в самой
Германии? Достаточно вспомнить, про знаменитые Кузнецовские фарфоровые заводы, которые тогда же процветали
в России, при своём, относительно кустарном производстве. Да вообще – о чём много говорить! Достаточно
посмотреть на фарфоровые тарелки с ручной техникой росписи – «деколь», изготовленные фирмой Сименс на
нашем Городокском заводе и выставленные недавно на аукцион в Санкт-Петербурге за очень приличные деньги.
И это – нерентабельная продукция?.. К тому же на некоторой посуде стоят клейма на немецком языке. А это значит,
что часть столовых сервизов предназначалась для продажи в Германии. А немцы примитив бы не покупали!

А если завод всё-таки был рентабельным, то почему руководство компании подавало его – как убыточный! А главное –
как им это удавалось?

Удивительные тайны

Почему-то все, что связано с работой завода Сименса в деревне Городок, окружено какой-то странной таинственностью
и закрытостью:

- Все сотрудники завода были приезжими немцами. Понятно, что инженеры и технологи должны были быть из Германии.
Но простые рабочие? Разве не дешевле было набрать их из местного населения? Ведь русский рабочий в 1899 году
получал у Сименса 10 руб, а немец – 11,8 руб., плюс проезд, проживание, питание и даже медицинская страховка!
Но это – на других заводах Сименса. А на Городокском работали только немцы и их заработок не афишировался.
Почему опять убытки? Или кому-то не нужны были посторонние глаза?

- Почему на немецком кладбище в деревне Городок, где лежат умершие сотрудники завода Сименса нет поимённых
могил? И это – при немецкой аккуратности, педантичности и уважении к мёртвым? Ведь даже могилы немецких солдат,
павших во Второй мировой войне, по всей Новгородской области приведены самими же немцами в полный порядок
и регулярно посещаются родственниками из Германию. А ведь семья Сименсов особо славилась своим гуманизмом.
Фирма изначально подавалась – как семейная, где заботятся о каждом из своих работников и даже норовят сделать
их неформальными членами своей семьи! А тут вдруг – какое-то непонятное забвение…

А может – умышленное? Ведь на наши многократные обращения в архивы компании Сименс, с просьбой установить
имена их сотрудников, лежащих в русской земле, следовали лишь уклончивые ответы. Как будто кому-то совсем не
хочется вообще вспоминать о былом существовании немецкого завода в деревне Городок.

- А куда исчезли уездные царские архивы тех времён с данными о работе завода Сименса в Городке, номенклатуре
и количестве выпускаемой продукции, налоговых поступлениях от него в Российский бюджет? Остались в Новгородском
областном архиве лишь данные о купце(1879г.), а позже(1904г.), – о потомственном дворянине Карле Фёдоровиче
Сименсе владевшим, по приходским сведениям 1879 года и поземельной книге 1909 года, усадьбой Хмелево, с
количеством земли 750,5 десятин. А по архивам за 1913 год Карл Федорович Сименс вообще занимался в наших
местах только сенопресовальным производством! Позвольте, а куда же девался всем известный завод, клеймивший
свою продукцию фирменным знаком с российским гербом? Где данные о его работе? Не могло же их уничтожить
советское НКВД? Для них эти данные вряд ли могли представлять интерес…А может – наоборот? И какова в этом
роль друга Ленина, известного большевика и руководителя террористического центра РСДРП – Леонида Красина,
партийного фальшивомонетчика, ставшего за 5 лет до Октябрьской революции (вы не поверите) - генеральным
представителем компании Сименс в России! Вот уж воистину – «Пустили козла в огород»!

А может эти документы были изъяты спец-службами вермахта в период фашистской оккупации наших мест?...
Тогда – зачем и почему?

Что же компрометирующего могло вскрыться, теперь уже, в межгосударственных отношениях нацистской Германии
и Советской России?

Сергеев
15.11.2016, 20:21
Интересные находки

Теперь пора сообщить о том, что нам удалось установить непосредственно в деревне Городок, изучением местности,
развалин завода и усадьбы Сименса, расспросами местных жителей:

Деревня наша пересекается удивительно прямой, с ровными берегами - рекой Черёнкой, соединяющей судоходную
реку Ловать со старыми заводскими карьерами Сименса, где якобы добывали глину, а теперь ловят огромных карасей,
и территорией бывшего завода. По рассказам старожилов – это рукотворный канал, по которому баржи Сименса
регулярно ходили через Ильмень-озеро и Волхов, между заводом в Городке и Санкт-Петербургом, а при необходимости
шли и далее в Германию Декларировалось, что оттуда доставлялось заводское оборудование, обратно отправлялись
ящики с заводской продукцией. В само имение Сименс-Гальске, располагавшееся непосредственно на берегу Ловати,
приплывали на пароходах высокопоставленные гости. По мраморным лестницам, обрамлённым фигурами львов,
они поднимались в прекрасную 2-х этажную каменную усадьбу, а оттуда, зачастую, отправлялись в экипажах на
фарфоровый завод. Монументальная кирпичная конюшня на пару десятков лошадей и сейчас хорошо сохранилась.
Но, опять странность, ныне на туристических картах Новгородской области она именуется конюшней непонятного
имения «Сименец-Гальского»! Что это – безграмотность советского чиновника, или сознательное забвение имени
истинных хозяев усадьбы? А может - умышленное сокрытие этого имени?

Немецкие господа так часто ездили из имения на завод, что для них была проложена специальная полутора-
километровая дорога, вымощенная красным штучным кирпичом. Фрагменты этой «красной дороги» как её зовут
местные жители и поныне прячется в зарослях ольшаника…Спрашивается, зачем такие расходы в нерентабельном
предприятии?

На территории бывшего завода теперь стоят деревенские дома. Вот только грядки здесь насыпные. Ведь стоит и
сейчас копнуть землю, как натыкаешься на сплошной слой черепков посуды, битых и даже целых фарфоровых
изоляторов. На многих из них хорошо сохранились фирменные фиолетовые клейма компании Сименс.

Но люди строились, копали и находили… Сначала был обнаружен широкий подземный ход, ведущий с территории
завода к пирсу на берегу рукотворной Черёнки. Над каменными ступенями входа в тоннель нынешний шутник-хозяин
участка поставил будку уличного туалета.

Опять вопрос: зачем строить подземную дорогу из завода к баржам на канале. Ведь опять дополнительные расходы,
да и расстояние всего-то 300 метров по поверхности! А может для того, чтобы характер и объёмы грузоперевозок
нельзя было подсмотреть посторонним людям?

По воспоминаниям старожила деревни - Надежды Федоровны Желтухиной, в 1958 году райпотребсоюз стал строить
в Городке магазин. Копали яму под фундамент, а откопали подземное помещение. В котором нашли большой сундук
со старинными серебряными изделиями и множество тюков с полуистлевшей мануфактурой. Кто и зачем это прятал
на заводе? Вряд ли рабочие, или даже инженеры. Такое мог себе позволить только сам хозяин. Но при чём тут
непрофильная заводу мануфактура? И что собственно подразумевалось под этим термином? Что конкретно было в
загадочных тюках? Кому или для чего эта «мануфактура» предназначалась?

Стали тогда жители Городка вспоминать всякие прабабушкины истории. И вспомнили, что перед первой войной
с немцем стали хозяева имения вывозить своё добро из усадьбы и завода. И, якобы, последняя баржа перевернулась
и затонула недалеко от причала. Узнав про это, стали тогда деревенские мальчишки нырять в Черёнку… Баржу
правда не нашли, но отыскали на дне не мало предметов из дорогих фарфоровых сервизов, и даже подняли несколько
старинных греческих амфор. А самое странное – нашли ящик, в котором были «недоделанные деньги». Мы спрашивали
ещё живых очевидцев того события: «Что значит – недоделанные деньги?». И они отвечали, что это были
металлические квадратики с непонятным от времени и воды рисунком… То есть – «…не круглые, как монеты, а
квадратные… необрубленные наверно» - поясняли они. Ящик этот и другие интересные находки забрала тогда
милиция.

А буквально через год в городке появились незнакомцы. Они дважды приезжали с металлоискателями и аквалангами
и искали что-то на дне Черёнки. Металлоискателями в наших местах никого не удивишь. Чёрные копатели до сих
пор пошаливают. Ведь земля новгородская буквально нашинкована военным железом всех времён и народов. Даже
танк подняли из нашего болота на постамент. Но аквалангисты! Да ещё «по городскому одетые»! И почему искали
что-то конкретно в районе бывшего пирса завода Сименса?

Вот такие пироги… Все факты и находки смешались в странном компоте… Всё непонятно и запутано. Почему столько
тайн вокруг, казалось бы, заурядного фарфорового завода, построенного чужеземцами в российской глубинке? И
отчего по-прежнему напускается туман на попытки приоткрыть завесу истины?

Попробуем выдвинуть свои версии исторических событий и тайн завода Сименса в деревне Городок. Таковых у нас
три: Банально-экономическая, Историко-мифологическая и Идейно-политическая.

Излагаем их по порядку и надеемся, что они породят у читателей свои собственные догадки.

Версия банально-экономическая

Когда говорят, что у России две беды: дураки и дороги, я всегда хочу добавить к ним ещё две: взяточники и казнокрады.
Но если б не было дураков – мы бы потеряли национальную самобытность, а если б сделали дороги – от нашествий
врагов замучились бы отбиваться. Так что главные наши беды, по большому счёту, связаны с извечным воровством и
мздоимством. Ведь взятка, в нашей морали – не преступление, а плата за услугу. Приезжие иностранцы сначала
краснеют от стыда, но потом успокаивают себя так; это национальная русская традиция, типа пития водки, а в чужой
монастырь со своим уставом не ходят… И привыкают.

Сергеев
15.11.2016, 20:22
Сломался, вероятно, и Карл Фёдорович Сименс. Потому как только «за красивые глаза» царские чиновники не дали
бы ему ни монопольных подрядов по телефонизации и электрификации России аж на 50 лет, ни российского гражданства,
ни купеческого, а затем и дворянского звания, ни права ставить российский герб на свою продукцию.

К тому же у Вернера фон Сименса были самые тёплые отношения с графом Клейнмихелем – тогдашним фаворитом
царя, начальником штаба немецких поселений и министром правительства! Кстати – известным взяточником! Ну
кто как ни друг-Клейнмихель мог подсказать земляку понятия и порядки ведения дел в России. Да и первую мзду
наверняка он и же взял от друга-Вернера.

А где взять деньги на постоянные взятки, так сказать – непрофильные расходы? Правильно, как раньше. так и теперь
может выручить только двойная бухгалтерия да чёрная касса. Нет прибылей – нет и налогов в казну. А экономию – в
чиновничьи лапки, для покупки всяческих послаблений и протекций.

Вот и приходилось Карлу Иванычу показывать 10 рабочих в Городке, а не свыше тысячи, как например числилось
на аналогичных фарфоровых заводах Кузнецова. Даже мёртвые души, в отличие от Чичикова, Павлу Иванычу,
вероятно, были не нужны: не числятся в живых, значит не будет им и могил на кладбище.

А продукцию можно втихаря вывозить через «чёрный ход» тоннеля… И главное – никакой бухгалтерии! Нет бумаги –
нет и дел!.. В общем – типичным «цеховиком» стал обрусевший Сименс и на том и процветал.

Не исключается в этой версии и шаловливая контрабанда нужных товаров из Европы и неучтённых сервизов на
продажу в Германию. Ведь на таможне тоже русские люди сидят. А такие, как Сухов, к счастью бизнесменов всех
времён и народов, встречаются только в кино…

Конечно, это только версия… Но такая родная и понятная…

Версия историко-мифологическая

Наша деревня расположена в географическом месте, подобных которому наберётся не более десятка на всей
планете. В километре от неё три реки: Ловать, Пола и Верготь образуют своими руслами водный крест на ключевом
выходе из Ильмень-озера. Начиная с 4-го века, что подтверждают и летописные документы, это место было
перекрестком двух мощных международных торговых путей – «Из варяг в греки» и «Волжского серебряного»,
которые функционировали вплоть до 11 века. Здесь сходились-расходились миграционные, торговые, воинские
пути-потоки различных народов Скандинавии, Древней Руси, Византии, Персии, Индостана.

Деревня Городок Парфинского р-на расположена в самом центре этого знаменитого речного перекрёстка. Люди на
данном месте поселились ещё в эпоху раннего железа, о чём свидетельствуют раскопки, проведенные в 1958 году
экспедицией Новгородского пединститута. На окраине нынешней деревни, в кургане археологами было найдено
древнее городище с печами-каменками, керамической посудой, железными орудиями труда, наконечниками стрел,
женскими украшениями, зубами лошадей и костями крупных животных.

Здесь стратегические ворота в Ильмень-озеро. И такой важный транспортный узел, обязательно должен был с
незапамятных лет иметь военную базу как для защиты торговых караванов от речных разбойников – ушкуйников
так и для сбора дани за проезд (прообраз нынешней государственной таможни). Так оно и было: в древности, по
данным международной экспедиции "Нево-Викинг» (РГО.СПб.1985-1995гг.) – на этом месте был сторожевой
«городок» - укреплённый форпост славяно-варяжских дружин, охранявших стратегический "Голубой перекрёсток".
Исследователи пришли к выводу, что нынешнее название – Городок происходит от того древнего сторожевого городка.

И древние летописные источники это подтверждают: после смерти первого Новгородского князя Рюрика Вещий
Олег в 880 году предпринял ряд походов на Полоцк, Смоленск, Изборск и поставил везде свои базы-городки,
создав вокруг Новгорода систему опорно-сторожевых пунктов. Он понимал значение этих мест. А тем более -
стратегического узла двух торговых путей на выходе из Ильмень-озера. Поэтому вполне определённо можно считать,
что примерно в это время появилось здесь поселение, ставшее впоследствии нашей деревней. Те есть нашему
Городку, а точнее - населённому пункту на данном месте - не менее 1130 лет.

Сергеев
15.11.2016, 20:23
Как мог выглядеть тот древний городок? Конечно, как острог, обнесённый стеной из заточенных вверху брёвен
со сторожевыми башнями по углам. Внутри – жилые помещения. А вот под ними!... Конечно же были подземные
погреба, где хранились не только продукты на случай осады. Ведь была у гарнизона и функция таможни на
торговых путях, т.е. осмотр купеческих судов, сбор податей и штрафов, конфискация потайных товаров. Стало
быть под землёй и эти ценности нужно было хранить. Но ведь наверняка уже тогда брались взятки и деньгами
и натурой, да и не всё изъятое отвозилось в казну новгородских князей. А стало быть, много приворованного
добра пряталось в подземные клады как разбойничками, так и хитрыми таможенниками в окрестностях самого
острога, то бишь нашей деревни…

Искали ли эти схроны потомки? Специально искали вроде бы редко(кладоискательство никто не афиширует), а вот
случайно находили не мало. И в предвоенные годы, когда тут строили водонапорную башню. И в годы войны, когда
здесь копались многочисленные траншеи и блиндажи. А после войны похоронные команды и чёрные копатели
тоже не мало подняли из земли. Тех людей уже нет и сведения эти – из рассказов глубоких стариков. Но вот что
известно хорошо: экспедиция 1956 года вскрыла на кургане лишь около 120 кв.м. А затем песок кургана стали
активно использовать при строительстве моста и домов в деревне. И вот тогда-то и откапывали то, о чём хорошо
помнят ещё бодро живущие сельчане. В кургане находили не мало древних золотых украшений: височных колец,
браслетов, серёжек, ожерелий. Было и дорогое оружие…

В итоге, курган тот снесли подчистую. Но ведь он был местом самого острога, т.е. официальным хранилищем. А
ведь наверняка были и тайные клады в окрестностях. Ведь за 400 лет, покуда шли здесь купеческие караваны
да орудовали ушкуйники много было припрятано… Даже если по одному схрону в год делалось – очень хорошая
цифра получается… Конечно, многое найдено. Но и осталось наверняка не мало.

Откуда Сименс да Гальске могли узнать про такое злачное место? А может, предки их по путям нашим плавали
мангазейскими купцами или корабелами. Могли же такие ценные предания передаваться ими от поколения к
поколению. А может карты какие приобрели, с варяжско-разбойничьими кладами… Далеко, трудно, но игра
стоила свеч. Вот и поехали они в российскую глубинку «глину копать», да ящики в Германию отправлять. А
изоляторный заводик с тарелочками – так, в прикрытие…

Авантюра? С нынешнего взгляда – да. Но тогда время было другое. Живы были воспоминания о дармовом золоте
в Эльдорадо Южной Америки и Северной Африки. Тысячи предприимчивых людей были охвачены лихорадкой
кладоискательства. А бедным молодым немецким инженерам – сам бог велел…

Многие наши вопросы можно данной версией объяснить, какой бы неправдоподобной она не казалась. Кто не
верит – пусть берёт миноискатель и едет к нам «на рыбалку». Но придётся делиться. Стране – 25%, деревне –
ещё 25% а с остатком – на Багамы!

Версия идейно-политическая

Главным фигурантом этой версии будет уже упоминавшийся выше Леонид Красин. Ознакомимся с его краткой
«революционной» деятельностью, чтобы сразу была видна его «специализация». Явно незаурядная личность,
он сумел получить диплом инженера, стать профессионалом высокого класса и, живя легально, превратиться,
по словам Ленина, в «ответственного техника, финансиста и транспортера» партии социал-демократов. При этом,
всю свою жизнь Красин имел самые тесные связи с немецкими политическими и экономическими кругами.

В РСДРП он руководил «Боевой технической группой»(БТГ), в которую входила лаборатория по изготовлению бомб,
ручных гранат и адских машин. БТГ организовала производство ручных гранат по модели Тюфекчиева, названных
"Македонец", в мастерской игрушек в деревне Коломяги, недалеко от Петербурга. Кроме того членами группы
осуществлялась доставка оружия и пароходами из Германии.

Затем Красин стал осуществлять личное руководство подпольными типографиями, где печаталась газета «Искра».
Для стажировки он сам отправился в Германию, где в типографии ежедневной газеты СДПГ "Форвертс" изучил
технику линотипного набора. 11 декабря 1900 г. в Лейпциге вышел первый номер "Искры", второй — в Мюнхене
(штаб-квартире Сименса!). Организовав печать и доставку нелегальной литературы в Германии, Красин
возвращается в Россию и налаживает производство газеты и листовок на родине. Став одним из ведущих
специалистов по данной операции, он модернизировал старые станки таким образом, что те могли печатать
с матриц немецкого формата. После этого возникла необходимость в новом, более быстро действующем печатном
прессе. Красин организовал нелегальную поставку печатного пресса новейшей немецкой модели "Аугсбург".
Он работал намного эффективнее и быстрее, но для новой машины нужны были матрицы. Немцы стали регулярно
присылать макеты набора, с которых можно было отливать металлические матрицы. Чтобы избежать конфискации
на таможне, они посылали Красину макетные листы внутри технических книг и журналов.

Сергеев
15.11.2016, 20:24
Но главная забота Красина все эти годы – добывать деньги для партии – любыми возможными способами. В шутку
Ильич звал Никитича (один из партийных псевдонимов Красина) нашим министром финансов. Красин разрабатывал
планы того, что революционеры называли «эксами» (от «экспроприация»). В советской литературе это стыдливо
именовалось «изъятием средств из царской казны», а на самом деле было грабежом банков. В его активе ограбление
банка в Берлине, обналичивание валюты, а главное - печатание фальшивых денег (чтобы подорвать финансовую
систему России). Накануне Первой мировой войны в России в огромном количестве появились отменно изготовленные
фальшивые кредитные билеты 10-, 25-, 50-, 100- и даже 500-рублевого достоинства. Судя по качеству фальшивок,
речь могла идти о специалистах высочайшего класса. Министр юстиции И. Г. Щегловитов писал начальнику
департамента полиции, что эти фальшивки были отпечатаны «на специально приготовленной бумаге с водяным
знаком, тем самым способом, который применялся исключительно экспедицией заготовления государственных
бумаг». Обычно фальшивые деньги пересылались из Германии через «фирму» Красина в посылках или
засовывались в огромные рулоны материи, или в сигары и найти их практически было невозможно.

В 1910 году Красин «поссорился» с Лениным и уехал в Германию, где сразу стал одним из директоров компании
Сименс, несмотря на то, что уже был известен в Европе, как профессиональный фальшивомонетчик. Но уже
в 1913 году он возвращается к другу – Ленину в Россию, уже в качестве генерального представителя компании
Сименс – с самыми широкими полномочиями. Официальная служба Красину не мешала, а служила великому
делу революции. Электрические станции, курируемые Красиным, были чрезвычайно удобной базой для помещения
в них всякого рода нелегальных людей, для использования паспортных возможностей, а также для хранения
литературы, шрифта и т.п., причем наиболее ответственные потайные склады были устроены так, что в случае
обыска можно было зажечь одну-две нефтяных форсунки – и соответствующий тайник становился совершенной
недоступным. Жандармы многократно терпели фиаско при обысках в хозяйствах Красина. Шла война с Германией,
а компания Сименс в России продолжала спокойно работать и даже переводить деньги в Германию!

Грянула революция, но тесные связи Красина с немцами были по прежнему необходимы. Он участвует в качестве
эксперта-консультанта на переговорах большевиков о мире в Брест-Литовске, формулируя торговый и таможенный
договор с Германией. А став В 1918 году наркомом торговли и промышленности, Красин тут же стал оказывать
компании Сименс протекцию для монопольного занятия нового российского рынка. И в 1922 году партнёрская
компания Красина уже вернулась обратно в Россию. А потом были переговоры в Берлине, которые закончились
подписанием договора о военно-техническом сотрудничестве Веймарской республики с советской Россией,
включающем программу переобучения и перевооружения армий обоих государств. На немецкие же деньги уже
с середины 20-х годов началась модернизация и военной промышленности в России.

Вот таким был Леонид Красин: бомбист, нелегальный печатник, фальшивомонетчик и – глава компании Сименс
в России. Мы, конечно, не можем ничего категорически утверждать, но уж очень та таинственность, которой
окружена деятельность завода Сименса в деревне Городок, наводит на подозрения, что Красин, наряду с другими
предприятиями, и его мог использовать в узко партийных целях. Тем более, что предреволюционные годы заводом
непосредственно руководил не сам Карл Сименс, а наемный управляющий-немец. Если в Баку на электростанции
Красин печатал Искру, то что мешало ему это делать поближе к столице? И не являлись ли металлические
квадратики с непонятным от времени и воды рисунком, поднятые в ящиках с баржи на дне Черёнки – матрицами
для линотипного набора большевистских газет и настенных прокламаций?…

А странные для фарфорового завода в Городке тюки с «мануфактурой», найденные в его подвалах? Ведь известно,
что именно в тюках с ма птерией большевики Красина прятали тиражи отпечатанных фальшивых денег, для отправки
в Санкт-Петербург! Для подобной деятельности нужны и скрытые помещения и подземные ходы, какие в Городке и
были построены немцами под заводом.

Ещё один важный момент. Со слов старожилов, в 1916 году в Городке произошёл какой-то странный конфликт между
немецкими сотрудниками завода и местными жителями. В результате – немец-управляющий повесился, после чего
завод был немцами взорван, а все кирпичи вывезены в Старую Руссу на постройку тюрьмы. Буквально стёрли здание
завода с лица земли! Как говорили – камня на камне не осталось! Что произошло? Может - утечка информации,
грозящая разоблачением? А может завод не взорван сотрудниками специально, а самопроизвольно взорвался цех
Боевой технической группы Красина, производивший в его подвалах бомбы, гранаты и другие адские машины для
нужд революции? А иначе – совершенно непонятно, зачем взрывать закрывшийся завод?

Теперь – о таинственных баржах на дне реки. Именно баржах, потому что кроме той баржи с оборудованием завода,
что при эвакуации затонула тогда в Черёнке у причала, оказывается есть ещё одна баржа. Как сообщил нам местный
потомственный охотник – Сергей Васильевич Иванов, вторая подобная баржа лежит на дне реки в 3-х км от Городка.
Место там глубокое, но в засушливые годы корпус этой баржи виден из воды на треть. Она загружена неподъёмными
от тяжести и заиливания металлическими ящиками. Возникает вопрос: Что за странные кораблекрушения в тихой
реке? А может баржи с особым имуществом и оборудованием с завода в Городке было специально затоплены самими
хозяевами? Идеальное решение, если хочешь спрятать концы в воду…

Сергеев
15.11.2016, 20:25
Конечно, мы бы не стали выдвигать идейно-политическую версию всем тем странностям и загадкам, связанным
с заводом Сименса в деревне Городок, если бы историей не был доказан факт разнообразной германской помощи
российским большевикам в деле революции 1917 года. Цель - развал русской армии с целью устранения России
из первой мировой войны, свержение действующей власти, передел собственности для приоритетного доступа к
послевоенным рынкам в России. Решение о том, что следует «разжечь революцию в России» и «раздробить ее на
отдельные части» было принято в Германии на самом высоком уровне. Результат подтверждается следующим
документом: «Только после того, как большевики получили от нас постоянный поток средств по различным каналам
и под разными этикетками, они оказались в состоянии создать свой главный орган — «Правду», вести энергичную
пропаганду и заметно расширить первоначально узкую базу своей партии». Фон Кюльман, министр иностранных
дел Германии, из письма кайзеру от 3 декабря 1917 года.

У компании Сименс также было немало и своих причин быть недовольными царским режимом. Последний регулярно
повышал ввозные пошлины для Сименса так, что его прибыль с 12,25% в 1897 году, уже через 2 года упала до
мизера – 5%. Немецкий МИД поставлял деньги естественно не напрямую большевикам, а через отечественные
коммерческие фирмы. И Сименс вполне мог, по немецки дисциплинировано, согласится выполнять особые операции
на территории России.

«Я – человек без тени» - говорил о себе Красин. Действительно, он был знатным конспиратором, сравняться с
ним в этом деле было сложно даже профессиональным революционерам. Но всё-таки кое-какие следы своей
«деятельности» он замести так и не смог, или не успел. Особенно в глубинке, каковой и является деревня Городок
на новгородчине.

Но версия – это не доказательство. А потому, в настоящее время нами уже оформляются разрешительные документы
на официальное исследование и подъём грузов с таинственной баржи «затонувшей» с особым оборудованием завода
Сименса в деревне Городок, в далёком 1916 году. Вот тогда мы и примем за истину одну из трёх выдвинутых версий. [/QUOTE]


С сайта:
http://elektrichka.jimdo.com/
К сожалению сайт на сегодня уже не работает...

Krue
25.11.2017, 18:05
отсюда (https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=318010)

Krue
25.11.2017, 18:22
много фото (https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=268786)
.Размер 14/9/7,5см

Алеша
25.11.2017, 18:46
Большое спасибо за такой очень интересный исторический экскурс.
Читал на одном дыхании! Очень увлекательно и очень полезно.
Даа, наша земля никогда не оскудеет ни дураками, ни дорогами, но более всего в ней осталось - тайн! Спасибо, что приоткрыли нам одну из них.
С уважением Алексей.

масепа
28.11.2017, 12:35
Присоединяюсь, очень интересно, наталкивает на размышления. Складывается впечатление, что это предприятие было открыто с целью шпионажа далеко до начала первой мировой, а именно с 1861 плотно и занималось этим делом. Наверное, как и все иностранные в чужой стране. Выгодное расположение недалеко от второй столицы империи, плюс все другие удобства. Интересно, а фарфоровая посуда тоже поставлялась контрабандой, особенно та, что попадается без клейм? Только как ее прятали? С ув.

Сергеев
28.11.2017, 14:06
Спичечница

Сергеев
28.11.2017, 14:08
Ещё Спичечница

Сергеев
28.11.2017, 14:10
Чайник

Сергеев
28.11.2017, 14:13
И опять Спичечница. Высота 11см. Основание 9,5х9,5см.

Сергеев
28.11.2017, 14:21
Отцы Основатели

Сергеев
28.11.2017, 14:40
Блюдо. Показано в разных вариантах подсветки...

масепа
28.11.2017, 16:19
Вот еще интересный факт к выше размещенному материалу: В конце 1920 года, в связи с разработкой под руководством бывшего сотрудника «Сименс» Г. М. Кржижановского плана ГОЭЛРО, cоветское правительство решило принять экстренные меры по первоочередному восстановлению заводов «Сименс». Правительство поручало обеспечить их всеми необходимыми инструментами и материалами, электроэнергией, а для пополнения квалифицированными рабочими и специалистами провести даже специальную мобилизацию. В дальнейшем эти предприятия, существующие и поныне под названием «Электросила» и «Электроаппарат», сыграли важную роль в истории советской индустриализации. Кржижановского в революционную деятельность вовлёк Красин. Все , думаю, было намного проще, толковые и грамотные инженеры нужны были Сименсу, и он охотно принимал их на работу, т.к. в России был не один завод концерна. Поэтому не думаю, что советские спецслужбы уничтожали документы того периода, это было сделано немцами.

Сергеев
28.11.2017, 17:35
Siemens: малоизвестные факты истории компании.

Немногие знают, что первой лампочкой в Москве была немецкая. Питала ее током первая городская электростанция, построенная в 1888 году фирмой "Сименс-Гальске", первый трамвай был пущен благодаря немецким электродвигателям, сконструированным и произведенным на заводах Сименса в России. Именно Сименс участвовал в тендере на прокладку первого в России метро.

Вообще говоря, почти все нынешние "главные лица" немецкой экономики - "Сименс", "Байер", "Крупп", "Тиссен", "Даймлер-Бенц" и другие - деятельно работали в России, создавая свои предприятия, еще в XIX веке. В контексте этих имен Вернер Сименс был одним из первых немецких бизнесменов, внедрившихся на неразвитый российский рынок. Первый заказ российского правительства на 75 телеграфных аппаратов фирмы «Siemens und Halske» положили начало долгой истории отношений России и Siemens.

Этот заказ стал большой удачей и для России, и для компании Вернера Сименса. Дело в том, что в середине XIX века Россия все больше нуждалась в коммуникационных технологиях: учитывая размеры страны, связь между городами была крайне необходима. В то же время, не будь такого тесного сотрудничества с Россией, юная компания Siemens & Halske не выжила бы – оборот от торговли с Россией в первые годы составлял 30000 марок, в то время как внутренний оборот Германии – всего 600. Сотрудничая с Россией, Siemens на 15 лет обеспечил себя стабильными заказами от российского правительства.
Вернер Сименс даже не мог ожидать, что деловые отношения с Россией будут развиваться настолько стремительно. Когда дела пошли в гору, Вернер решил, что пора самому отправиться «на разведку» в Россию. В 1852 году он отправляется в почтовой карете через Кёнигсберг и Ригу в Санкт-Петербург, чтобы вести переговоры с царским представителем о расширении в России телеграфной связи.

Надо сказать, что Вернеру фон Сименсу очень повезло. Череда удачных совпадений способствовала бурному развитию деятельности компании Вернера Сименса в России. Как рассказывает в своей книге Вилфрид Фельденкирхен, помимо великолепных конструкторских данных, отличного качества и высокой надёжности продукции "Сименса и Гальске", столь успешному выходу немецкой компании на российский рынок поспособствовали ещё два аспекта.
Аспект первый. Англичане были основными конкурентами фирмы в то время. Но ноябрь 1853-го года предопределил судьбу этого соперничества. Россия разорвала дипломатические отношения с Англией. В скором времени началась Крымская война, во время которой англичане вместе с французами выступили на стороне Турции против России. Основной конкурент был устранен с пути S&H.

Другим же определяющим фактором российского успеха Сименса были его личные связи. Уже во время своего второго визита в Петербург у Вернера фон Сименса сложились весьма теплые товарищеские отношения с графом Клейнмихелем - тогдашним фаворитом царя. Пётр Андреевич Клейнмихель был немцем по происхождению, и что более важно - начальником штаба военных поселений при Аракчееве, а затем - главным управляющим путями сообщения (как это бы назвали сейчас, министром путей сообщения). С этим весьма влиятельным вельможей Сименс и вёл переговоры с целью получения государственных заказов. Скорее всего, роль тут сыграли не только доверительные отношения, но и немаленькая взятка, ведь за взяточничество Клейнмихеля, в итоге, и отправили в отставку, но это уже случилось после смерти Николая Первого.
Но как бы там ни было, Россия, учитывая ее огромные размеры, недоразвитость инфраструктуры и степень внешнеполитических военных амбиций, действительно острейшим образом нуждалась в современных, быстрых и надёжных средствах связи. И акционерное общество «Сименс и Гальске» сумело наладить телеграфное сообщение между весьма отдалёнными регионами страны.

После первого заказа на 75 телеграфных аппаратов в 1851 году, посыпались новые, более серьезные и сложные в осуществлении. Siemens нёс прогресс в российское общество: ведь в работе по телефонизации страны использовались самые инновационные технологии того времени. В качестве примера можно привести тот факт, что на телеграфной линии Петербург-Крондштадт кабель на протяжении участка от Ораниенбаума до Кронштадта был проведен по дну Балтийского моря. Это являлось первым в мире испытанием кабеля с резиновой изоляцией, и прошло оно просто замечательно. По крайней мере, Николай Первый, у которого во дворце установили приёмно-передающее устройство, остался весьма доволен и дал "зеленую улицу" для новых заказов.

К сожалению, все инновации не смогли повлиять на судьбу Крондштадта, державшегося к тому времени почти год. И вот Севастополь пал, Николай Первый умер... Но даже печальный опыт может быть положительным, если из него сделать правильные выводы. Таким образом, позорное поражение в Крымской войне открыло властям глаза на степень отсталости России по сравнению с ведущими европейскими странами. Началась "революция сверху" - в том числе и экономическая.
Преимущество нового вида связи, электрического телеграфа, против существующего , оптического, было неоспоримо. Надежность работы фирмы Сименса доказана делом, и она все чаще получает заказы от правительства на строительство телеграфных линий.

В следующие годы фирмой S&Halske впервые соединила техническими коммуникационными средствами отдаленные регионы Европейской части России и Западную Европу. С помощью изобретения Сименса царская Россия получила самую совершенную телеграфную систему в мире.

Вот только перечень телеграфных линий, построенных фирмой в России: Ст.-Петербург-Москва-Крым; Москва-Киев-Одесса и далее на Севастополь; Ст.-Петербург-Кронштадт, причём часть линии проходила по дну моря; линии на Финляндию, Варшаву, Ригу и Таллинн и далее на Западную Европу, - более 9.000 километров проводов. Этот сложный заказ, выполненный братьями Сименс практически за два года, в котором проявились их выдающиеся предпринимательские способности, имел продолжение, которое закончилось заключением еще одного договора в 1855 году.

Карл Сименс добился от российского правительства эксклюзивного права ( и денег) на эксплуатацию, ремонт и восстановление телеграфных линий. Но при этом фирма обязалась выдерживать фантастические даже для нашего времени гарантийные сроки - от шести до двенадцати лет. Практически тот договор означал, что, если в течение 6 - 12-летнего гарантийного срока в работе телеграфных линий появятся непредусмотренные договором недостатки, то нужно будет полностью обновлять целые участки линий передач.

"Ремонтные расходы" - так назывались тогда средства, отпускаемые на техническое содержание оборудования, - были достаточно высокими, поэтому риск заключения такого соглашения оказывался вполне оправданным и, стремясь к сохранению и увеличению русских заказов, можно было пойти на него. Так как принципом Вернера Сименса было безупречно высокое качество произведенных им работ и приборов, то средства, отпущенные на ремонтные расходы, в большей степени стали его чистой прибылью.

Вы спросите, в чем секрет столь высокой надежности телеграфных линий? Как всегда ее гарантом выступили выдающиеся изобретательские способности Вернера фон Сименса – он сконструировал прибор, способный оперативно выявлять возникающие дефекты и даже локализовать их дальнейшее распространение. Данное устройство было специально адаптировано для работы в России, и сотрудники фирмы прозвали его между собой "татарский гальванометр". Этот прибор позволил обеспечить охрану телеграфных линий с применением технических стредств и небольшим числом охранного персонала: в цепь линии, разбитой на участки протяженностью по 50 верст, были заведены будильник и гальванометр, и по движению стрелки сторож мог постоянно видеть проходит ли ток через провода.

В итоге строительство телеграфной сети, ее эксплуатация, ремонт и охрана по контракту, заключенному в 1855 году на 12 лет, были действительно фирме прибыльны (за одну версту телеграфной линии Сименсы получали за год плату от 50 до 100 рублей).

Таким образом, довольно стабильный доход из России, получаемый все эти годы, существенно укрепил берлинскую фирму. И когда в 1857/58 году Европу охватил экономический кризис, в результате которого многие молодые предприниматели оказались разоренными и должны были выйти из игры, Сименс мог без особых забот пережить это время и продолжать работать над новыми техническими изобретениями. По некоторым данным только в 1854 году Сименсы вывезли за границу 18 пудов (пуд =16 кг) золотых российских червонцев.

Сергеев
28.11.2017, 17:38
-продолжение-

Электрофикация России

Телефонизация страны шла полным ходом, а вот с электричеством по-прежнему были серьезные проблемы. Как писал современник, «...старушка Москва в деле освещения отстала от всех... столиц Старого и Нового Света. В этом отношении она напоминает скорее город восточный, чем европейский...» Однако быть таковым ему оставалось недолго. В 1880 г. Городская управа и Дума приняли первый коммунальный проект. Электрическая иллюминация должна была затмить петролеумное освещение стен Кремля в день закладки храма Христа Спасителя. В мае 1880 года на Литейном мосту в Петербурге было устроено электрическое освещение дуговыми лампами Яблочкова.


Ходынка, Всероссийская промышленная выставка


Выгодную возможность для укрепления позиций фирмы предоставила Всероссийская промышленная выставка 1882 года в Москве: специально для этой выставки "Сименс" построил электрическую железную дорогу, чтобы продемонстрировать публике применение электричества для движения поездов. В награду фирма получила право изображения императорского двуглавого орла на своих изделиях, изготовленных в России.

В 1883 году Карл Сименс приобрел лицензию на использование ламп Эдисона в России и построил в Петербурге фабрику по производству кабелей, ламп, переключателей и т.д. «Сименс и Гальске» заменила газовое освещение на электрическое на Невском проспекте, затем электрический свет от «Сименс и Гальске» появился в театрах, торговых пассажах, других зданиях. 26 мая 1883 г. по случаю коронации в Москве императора Александра III и освящения храма в Москве прошли грандиозные торжества. Именно компания Сименса осуществляла этот «яркий» и чрезвычайно важный в историческом плане проект. Более трех месяцев заняла подготовка к этому грандиозному мероприятию. На другой стороне Москва-реки, на Софийской набережной, построили специальную электростанцию. Динамо-машины поставили на передвижные платформы с тем, чтобы ремни можно было подтягивать на ходу. От электростанции к Кремлю протянули электрические и телефонные провода. Самым сложным было иллюминировать колокольню Ивана Великого.

Разработка электрических устройств и аппаратов для применения в быту и в промышленности, измерительных приборов, арматуры для наружного и внутреннего освещения продолжалась. Долго шли дебаты по поводу того, кому следует поручить освещение электрическими фонарями городских улиц. Одни утверждали, что это дело городских самоуправлений, другие ратовали за привлечение частных фирм, которые мгновенно оценили перспективность нового вида предпринимательства, готовы были вначале даже пойти на убытки.

Быстрее и лучше других в сложившейся ситуации разобрался Карл Сименс. В 1883 г. фирмой «Сименс и Гальске» был освещен Невский — главный проспект русской столицы. А чуть позже Александр III поручает Сименсам электрифицировать Зимний дворец. И в Москве, несколько более консервативной по части введения технических новшеств, правители все же приходят к выводу о необходимости замены газовых фонарей на улицах более яркими, электрическими. Система электрического освещения Зимнего дворца вызвала восторженную оценку Вернера Сименса, назвавшего ее «самой впечатляющей в мире».

С момента возникновения фирма «Сименс и Гальске» занималась более всего производственной деятельностью. Приборы, аппаратура с ее маркой имели мировую известность. Теперь, когда на первый план выдвигались проблемы, связанные с электрификацией, предприятия фирмы должны были быстро, оперативно осваивать выпуск новых видов продукции, — прежде всего электрических машин, которые по своим характеристикам и исполнению превосходили бы изделия конкурирующих фирм.


Акции Siemens


Распространению электрического света должно было способствовать созданное в 1886 году «Акционерное общество электрического освещения Сименс и Гальске», владевшее собственной электростанцией в столице. В 1888 году была построена электростанция в Москве. А в 1896 году в преддверии коронации Николая II «Сименс и Гальске» получила заказ на освещение центральной части Москвы, в том числе и Кремля.


В 1897 г «Обществом» была построена электростанция на Раушской набережной в Москве, - старейшее сооружение в «Мосэнерго» на сегодняшний день. Помимо кабельного завода и фабрики по изготовлению телеграфного и телефонного оборудования Карл Сименс решил построить в Петербурге завод динамо-машин, который производил бы электромоторы большой мощности, а также турбогенераторы и трансформаторы. В 1912 огромный завод «Электросила» был сооружен. В 1918 г. все заводы Сименс в России были, разумеется, национализированы.

От спиртометра до стерилизации воды

Но вернемся к концу ХIХ века. С годами сфера деятельности «поставщика Двора Его Императорского Величества» «Сименс и Гальске» расширялась: трамвайные линии, оборудование для железных дорог, рудник и медеплавильный комбинат; открывались представительства в Одессе, Ростове-на-Дону, Харькове, Екатеринославе... Но одну смешную мелочь надо упомянуть особо: специально для российского налогового ведомства В. Сименс изобрел спиртомер для измерения крепости алкогольных напитков (по ней определялся размер алкогольной пошлины).

В начале ХХ столетия чрезвычайно популярной стала еще одна высокотехнологичная разработка "Сименс и Гальске" - система стерилизации воды озоном. В октябре 1906 года в рамках русской компании "Сименс" была создана новая структура - "Отделение по устройству стерилизации воды посредством озона по соединенным системам "Сименс и Гальске" и "Графа де Фриз".

Естественным процессом являлось расширение сферы деятельности акционерного общества "Сименс и Гальске" на территории России. Для поставки стрелочного оборудования и семафоров для императорских железных дорог фирма получила большие кредиты.

Впрочем, как рассказывает книга об истории концерна, не всё шло гладко. В имении Хмелёво на озере Ильмень, которое Карл Сименс приобрёл в 1861-ом году за 60 тысяч рублей, он построил фабрику по производству фарфоровых изоляторов и посуды, но дела шли плохо. В течение нескольких лет Карл Сименс безуспешно пытался решить технические проблемы и снизить себестоимость продукции. Когда убытки перевалили за восемьсот тысяч рублей и "съели" более трети всей полученной фирмой в России прибыли, Карл Сименс сдался и закрыл фабрику. Кроме того, и на рынке электротехнического оборудования акционерное общество "Сименс и Гальске" теснили в России конкуренты: немецкие и бельгийские компании АЭГ, "Шукерт", "Унион"...


Петербург


В 1913 году произошло слияния РАО «Шуккерт и Ко» и АО русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». руководителем АО «Сименс и Шуккерт» был назначен Красин. Во время первой мировой войны формально независимое от немецкого концерна АО стало одним из основных поставщиков электротехнического оборудования для русской армии.

Карл Фёдорович Сименс


В переговорах, которые Вернер Сименс проводил во время своего второго посещения Санкт-Петербурга в том же 1852 году с графом Петром Андреевичем Клейнмихелем (1793 - 1869), главным управляющим путей сообщения и коммуникаций, выявилась необходимость, чтобы при увеличивающемся объеме работ в Санкт-Петербурге постоянно находился представитель фирмы "Сименс и Гальске". Сименсу пришла в голову исключительно удачная мысль назначить своим представителем в Санкт-Петербурге брата Карла.

В то время он был еще совсем молодым человеком, не достигшим тридцатилетнего возраста. Но, несмотря на молодость, у Карла к тому времени уже был определённый опыт коммерческой деятельности, к сожалению, не слишком удачный, хотя в этом, может быть, и не было его вины. Он попытался наладить работу филиала компании в Париже, но из-за натянутых отношений между Германией и Францией эта попытка оказалась неудачной. Таким образом, Франция потеряла хорошего партнера в лице компании Siemens, и это привело к тому, что и по сей день продукция фирмы не слишком распространена на территории этой страны. Обратная ситуация сложилась для Карла в России.

Сергеев
28.11.2017, 17:41
- продолжение -

Семья Сименсов, 1860 г.

Карл был один из младших братьев Сименсов, не имел законченного технического образования, но как пишет о нем в своих воспоминаниях Вернер: "Карла я лично считаю из всех нас наиболее нормально одаренным. Он всегда был надежен, верен, добросовестен, хороший ученик, преисполненный нежной любовью и привязанностью к братьям. Проницательный, всесторонне развитый ум, сделал из него дельного коммерсанта, а благодаря обширным техническим сведениям и большому такту - он стал незаменимым руководителем крупных торговых предприятий".

Подобно тому, как Англия стала второй родиной для Вильгельма, далекая Россия станет ею для Карла Сименса. Хотя в 1853 году, когда он приступил к выполнению этой важной и ответственной миссии, ему было всего 24 года, он вскоре показал себя как осмотрительный и опытный предприниматель. Он быстро овладел русским языком, попутно знакомясь с обычаями страны, в которой ему теперь предстояло жить. Вскоре Карл женился на русской подданной Марии,- дочери представителя фирмы в Петербурге, выходца из Прибалтики, г-на Капера,, и его стали величать Карлом Федоровичем. В 1859 году он принял русское подданство. В России жил с 1853 года по 1869 год и с 1880 года по 1890 год, коммерческой деятельностью в России занимался с 1853 года до своей кончины в 1906 году.

За заслуги перед российской промышленностью фирма Сименс удостоилась права изображать на своих изделиях государственный герб России, а сам Карл стал подписываться в документах как купец первой гильдии.

Но вернемся к нашей истории. В 1855 году, когда строительство телеграфной сети в России в основном было закончено, Карл Сименс становится совладельцем фирмы "Сименс и Гальске", заменив своего двоюродного брата Иоганна Георга Сименса, вышедшего из нее. Доля участия Карла составляла 1/5 часть всего капитала. В то же время петербургская часть фирмы стала дочерней фирмой, которой он продолжал управлять.

Сила Карла Сименса заключалась не в том, что он был талантливым инженером, блестящим изобретателем, хорошим организатором или тонким рыночным стратегом, как его братья. Его основным талантом было умение продавать или, как это сейчас называется, блестящее владение маркетинговыми технологиями. Это понятие включает в себя, конечно же, и умение рекламировать товар. Данное умение было блестяще проявлено Карлом во время Всероссийской промышленной и художественной ярмарки, проходившей в 1882 году в Москве. Он распорядился, чтобы фирма "Сименс и Гальске" запустила на ярмарке миниатюрный электрический трамвайчик, ставший настоящим хитом на ярмарке. В результате данного гениального хода компания не только получила заказ на первую в России трамвайную линию, но и высочайшее разрешение именоваться "поставщиком двора его императорского величества". Именно благодаря этому заказу фирма получила право размещать на своих фирменных бланках, проспектах, объявлениях и других документах российский герб - двуглавого орла. Лучшую рекламу было просто невозможно придумать.

Карл Сименс к тому времени принял российское подданство. Через некоторое время он получил звание купца первой гильдии, а также личное дворянство. Так как импортируемая продукция облагалась в России весьма высокими пошлинами, Сименс решил построить в Петербурге в 1882 году крупный кабельный завод, и воплотил свое решение в жизнь. По истечении еще нескольких лет им было основано петербургское "Общество электрического освещения", остававшееся вплоть до революции самой крупной российской компанией в своей отрасли. Капитал этого общества оценивался в миллион рублей. Им было получено множество заказов, крупнейшим из которых было монопольное право на электрификацию Москвы. Результатом выполнения этого обязательства стал запуск в 1898 году в самом центре Москвы, на Раушской набережной, мощной электростанции, которая, кстати, существует и по сей день. Естественно, здесь не могло обойтись без оборотной стороны медали. У этой долгосрочной концессии в ее роли выступило то обстоятельство, что жители Москвы платили тогда за киловатт-час 50 копеек, а это была самая высокая цена за электричество во всей Европе.

Благодаря своим выдающимся успехам брат Вернера Сименса был удостоен признания, и в 1892 году ему торжественно вручили диплом почетного члена Электрического сообщества Санкт-Петербурга, а в 1896 году царь Николай II возвел его в дворянское звание.

Карл Федорович занимался меценатством и способствовал поддержке образованных и одаренных ученых и специалистов в сфере электротехники. Подтверждением этого факта является учрежденная в 1910 году премия его имени. Вот ее условия:

1. "При Императорскомъ Русскомъ Техническомъ Обществе учреждается премiя имени Почетнаго Члена Общества Карла Федоровича Сименса за выдающееся изобретенiе, усовершенствованiе или изследованiе въ области электротехники.

2. Премiя выдается одинъ разъ въ два года изъ процентовъ с пожертвованнаго К.Ф.Сименсомъ неприкосновеннаго капитала в 5000 рублей, и состоит из денежной суммы и медали.

3. Премия может быть присуждаема только русским подданным за работы, доложенныя в VI (Электротехническомъ) Отделе ... и не получившiя других премiй этого Общества....».

Ясно, что лауреатами «электротехнического Букера» становились люди достойные. К примеру, за заслуги в области «электрической телескопии» золотой медали и премии был удостоен основоположник телевидения Б. Розинг, получивший 9 мая 1911 года впервые в мире точное изображение на экране своего простейшего телевизора. В другой раз премию присудили отчету Л. Залуцкого (будущего профессора, директора Метрологического института, ректора Петроградского Политеха) об исследовании магнитных свойств различных сортов железа, чугуна и стали.

Россия стала, впоследствии, для Карла Федоровича Сименса и для его детей второй родиной. Получив русское подданство, возведенный царем Александром III-м в дворянское достоинство, награжденный высокими русскими орденами, Карл Сименс сделал немало для того, чтобы наша страна стала индустриальной державой. В начале прошлого века его постигла та же судьба, что и его брата, Вернера, - он рано потерял свою жену, воспоминания о которой не давали ему покоя. Желая уйти от них, он покидает Россию. К тому же его дела в Санкт-Петербурге шли не блестяще, в то время как Вильяму срочно требовалась помощь для расширения английского филиала фирмы.


Карл Сименс и его завод


И поныне мы встречаем следы деятельности неутомимого Карла Федоровича. Скажем, на Кожевенной линии Васильевского острова в Петербурге и по сей день стоит построенный им кабельный завод (сейчас это «Севкабель»).

Сергеев
28.11.2017, 17:43
- продолжение -

Переживший революции и войны

В период с 1914 по 1918 год деятельность российского представительства Siemens & Halske по понятным причинам приостановилась. Большинство предприятий было национализировано, коммерческие проекты свернуты. Несмотря на декрет о национализации от 28 июня 1918 года, заводы компании еще долго рассматривались новой властью как частные, точнее, "не вполне национализированные" предприятия.

Но уже в 1919 году Siemens, потерявшая за годы войны почти все свои зарубежные рынки, стала искать пути их восстановления. Компания оказала поддержку советскому правительству, взявшему курс на электрификацию. Интересно, что один из соратников Ленина, Леонид Красин, был до революции техническим директором заводов Siemens в Петербурге. Он активно участвовал в восстановлении контактов компании с нашей страной, и в результате Siemens получила новые контракты в России, в том числе на участие в подготовке строительства ДнепроГЭСа.

В конце 1920 года, в связи с разработкой под руководством бывшего сотрудника "Сименс" Г. М. Кржижановского плана ГОЭЛРО, cоветское правительство решило принять экстренные меры по первоочередному восстановлению заводов "Сименс". Правительство поручало обеспечить их всеми необходимыми инструментами и материалами, электроэнергией, а для пополнения квалифицированными рабочими и специалистами провести даже специальную мобилизацию. В дальнейшем эти предприятия, существующие и поныне под названием "Электросила" и "Электроаппарат", сыграли важную роль в истории советской индустриализации.

Объективно, по всем основным критериям концерн "Сименс" должен был стать кандидатом N1 на сотрудничество с cоветской Россией. За ним был богатейший полувековой опыт работы в России, отличная репутация и признанные во всем мире стандарты высочайшего качества изделий. Если не прямой допуск концерна на российский рынок, то по крайней мере скорейшее возобновление торговых отношений и размещение у "Сименс" новых заказов на оборудование были неизбежными. Восстанавливая разрушенную войной и междоусобицей промышленность страны, осуществляя программу индустриализации, власти Советской России обратились за помощью прежде всего к немецким фирмам, к немецким инженерам и техникам. И вряд ли стоит удивляться тому, что, например, турбины и электротехническое оборудование легендарного "Днепрогэса" поставил в Советский Союз в конце двадцатых-начале тридцатых годов именно концерн "Сименс".

Если выход "Сименс" на советский рынок осуществлялся в 1920-е годы в основном через поставки в СССР готовой продукции, то в дальнейшем усилия "Сименс" сосредоточились в направлении расширения торгового сотрудничества с Советской Россией, главным образом за счет экспертно-консультативной деятельности. В частности, компания принимала участие в разработке проектов Московского метро и ДнепроГЭСа.

Среди наиболее важных проектов, реализованных компанией "Сименс" в течение последнего десятилетия стало внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, а также участие в техническом оснащении Констатиновского дворца в Стрельне.

В 1925 году в Москве открылось консультативное бюро Siemens, проработавшее до 1936 года. Но возобновить свою деятельность в нашей стране компания смогла только в 1971 году.

11 апреля 2003 г. в Санкт-Петербурге концерн Siemens отметил 150-летие своей деятельности на российском рынке.

В этот день в здании Санкт-Петербургской академической Филармонии им. Д.Д. Шостаковича состоялся торжественный вечер, в котором приняли участие Президент России В.В. Путин, Федеральный канцлер Германии Г. Шредер, члены правительств обеих стран, другие видные представители политической, экономической и культурной элит России и Германии.

Краткая информационная справка:

Пожалуй, уже из истории о создании корпорации Siemens понятно, что ее профиль не ограничивается производством нескольких наименований товаров. Предприятие включает в себя более десятка подразделений, работающих в различных сферах: энергетика, информатика и связь, автоматизация управления, компьютеры, бытовая техника, светотехника, медицина, транспорт. По словам Герхарда Вибираля, главы представительства Siemens в России, “широкий профиль продукции — от турбины до микрочипа — а также объемный пакет ноу-хау позволяют фирме предлагать и реализовывать крупные комплексные проекты „из одних рук”, начиная с планирования проекта и заканчивая сдачей объектов под ключ и обучением персонала”. Плюс ко всему “Siemens, как предприятие мирового уровня, выступает носителем новой глобальной тенденции — мобильного бизнеса, позволяющего соединить преимущества электронного бизнеса с мобильным доступом в Интернет”.

Чтобы увидеть, насколько заметно участие Siemens в новой экономике, следует заглянуть в ее “центр электронного превосходства” (Center for E-Excellence). Его здание, расположенное рядом с взлетно-посадочными полосами мюнхенского аэропорта, напоминает товарный склад. Здесь располагаются технологическое отделение и отделение интернет-бизнеса. Компания сознательно вынесла их за пределы города, удалив почти на 40 километров от штаб-квартиры: по замыслу руководства, дистанция, символически отделяющая подразделения от “места концентрации” начальства, должна способствовать их независимому стилю мышления и работы. Часть пространства в здании Siemens выделила для “выращивания” новых компаний, некоторые из них были просто выделены из состава Siemens.

Siemens AG может гордиться своим представительством в США — холдинговой компанией Siemens Corporation. Собственно, из всех региональных подразделений Siemens американское стало самым крупным и активным. Siemens Corporation управляет работой тридцати компаний, занимающихся дизайном, разработкой и производством электрических и электронных систем в семи областях: промышленности и автоматизации; информации и коммуникаций; энергетики; здравоохранения; микроэлектроники и компонентов; транспортной техники; светотехники и специальных материалов.

Сегодня в клан семьи Сименсов входит 180 человек. Интересы семьи в контрольном совете концерна представляет Петер фон Сименс. В 2000 году компания получила прибыль, по официальным данным, в размере 3,23 млрд. долларов при годовом доходе в 74,6 млрд. долларов. Семье Сименс принадлежит самый крупный пакет акций - 14,5% компании.

В компании существует старая шутка: “Если бы только Siemens знала, что знает Siemens”. Действительно, корпорация уделяет много внимания информированности о том, кто из сотрудников чем занят, и возможности максимально быстро распространять информацию среди служащих. Возможно, у этой шутки есть и другой смысл: компания всегда должна находиться в курсе происходящего и уметь вовремя реагировать на события. Наверняка есть и еще один смысл этого высказывания, но о нем уже знает только Siemens…

Сергеев
28.11.2017, 17:45
- продолжение -

Даты

Некоторые изобретения Siemens:

•метод гальванического золочения и серебрения (1842),

•стрелочный телеграфный аппарат (1846),

•использование гуттаперчи для изоляции кабеля (1847),

•газогенератор (1861),

•динамо-машина (1866),

•электропоезд (1879),

•электролифт (1880),

•трамвай (1881),

•стальная броня для защиты кабелей от механического воздействия (1892).


1844 – созданный Вернером и Карлом Сименсами электрогенератор, работающий от паровой машины, используется братьями Сименс для производства изделий гальванопластики.

1847 Вернер фон Сименс изобретает точечный телеграф для передачи письменных сообщений и открывает первую фабрику для его производства.

1851 – "Сименс унд Гальске" поставляет в Россию первые 75 телеграфных аппаратов.

1852, Санкт-Петербург — открытие на Васильевском острове мастерских по ремонту телеграфных аппаратов торгового дома «Сименс-Гальске». "Сименс унд Гальске" строит подземную телеграфную линию "Петербург-Ораниенбаум".

1853 — открытие отделения фирмы под управлением Карла (фон) Сименса. Начало строительства телеграфной сети в России. За 2 года проложены линии между Санкт-Петербургом, Варшавой, Киевом, Одессой, Гельсингфорсом, Севастополем. "Сименс унд Гальске" строит подводную телеграфную линию "Ораниенбаум-Кронштадт".

1853-1856 – Россия: "Сименс унд Гальске" прокладывает кабели Гатчина-Варшава, Москва-Киев, Киев-Одесса, Одесса-Севастополь. Младший брат Вернера Сименса, Карл приезжает в Петербург, где до 1867 года возглавляет петербургское бюро фирмы (впоследствии он вернулся в Петербург после работы в Англии, принял финское подданство, женился на русской, стал "купцом первой гильдии" и "почетным гражданином"; две его дочери, воспитанные в Лондоне, впоследствии вышли замуж за русских подданных и жили в России).

1855 - завершено строительство телеграфных линий, основная деятельность фирмы в России сконцентрировалась на техническом обслуживании установленного оборудования и проведении ремонтных работ.

1859 – Карл Сименс принимает российское подданство.

1864 – Россия: Сименс приобретает месторождение меди на Кавказе (Кедабег) и организует снабжение медью своих предприятий в России.

1867 – Карл Сименс оставляет руководство Российским отделением "Сименс унд Гальске" и переезжает в Англию для руководства английскими телекоммуникационными проектами фирмы.

1879 – Россия: в Петербурге на Кожевенной линии Васильевского острова Карл Сименс строит кабельный завод (в советское время – производственное объединение "Севкабель").

1880 – Россия: Карл Сименс возвращается в Россию в качестве главы Российского отделения "Сименс унд Гальске".

1880 – Россия: в Петербурге на 6-й линии Васильевского острова Сименсами построена фабрика электротехнических изделий (в советское время – Объединение им. Козицкого).

1882 – первое представление трамвая на Всероссийской промышленной выставке в Москве.

1883 – Siemens приобретает лицензию на использование ламп Эдисона в России, компанией Siemens освещен Невский проспект, осуществлена торжественная иллюминация коронации Александра III.

1884 – Россия: Российское отделение компании "Сименс унд Гальске" вводит в строй электросистемы (генераторы, распределение и лампы) Зимнего дворца и Невского проспекта в Петербурге.

1886 – Россия: в Петербурге учреждается "Общество электрического освещения 1886 года". Среди учредителей – "Сименс унд Гальске", "Дойче Банк", русские банкиры. "Общество 1886 года" построило заводы в Петербурге, Москве, Лодзи, имело отделение в Баку, владело концессиями в Петербурге.

1894 – Россия: ожесточенная конкуренция немецких фирм на русском рынке. AEG, Шуккерт, Гелиос, Фельтен унд Гийом, Лоренц и другие компании настолько осложнили бизнес Сименсу, что в мае Карл Сименс проводит переговоры о продаже всех предприятий в России князю В. Тенишеву. Переговоры не увенчались успехом, но "Общество 1886 года", в котором большинство было у "Сименс унд Гальске" подверглось реорганизации. В Россию приехал новый управляющий – Герман Гёрц.

1896 – Карл Сименс возведен в дворянское звание.

1896-1898 — завод начал производство медного проката, значительно увеличил выпуск кабеля, проволоки, электрических проводов и стальных тросов.

1898 – Россия: "Общество 1886 года" преобразовано в "Акционерное общество русских электротехнических заводов "Сименс унд Гальске". Герман Гёрц настаивает на расширении числа русских в топ-менеджменте и предлагает назначить на свое место Доливо-Добровольского.

1900 – Россия: в Петербурге по инициативе главы российского отделения "Гелиоса" П. Ратнера учреждено акционерное общество "С-Петербургское общество Электрических сооружений", к которому перешли все права по концессионному договору между "Гелиосом" и Городской управой.

1904-1905 — Кабельный завод занимается снаряжением русской эскадры перед выходом на Дальний Восток. Готовые кабели отправлялись на корабли эскадры «Ретвизан», «Рюрик», «Варяг» и другие.

1906 – умирает Карл Сименс.

1910 – учреждение Российской премии имени Карла Сименса.

1912 –"Электробанк" (Швейцария), российское отделение Сименса и "Общество 1886 года" учреждают в Москве акционерное общество "Электропередача". Это общество строит под Москвой (г. Богородск) первую электростанцию на торфяном топливе.

1912 – Россия: в Петербурге, на Московском шоссе Сименс сооружает крупный завод по производству электродвигателей, турбогенераторов, трансформаторов и проч. (в советское время переименован в ПО "Электросила" им. С.М. Кирова). В правление (председатель – А.И. Путилов) входит бывший член террористической организации большевиков и будущий министр внешней торговли Сов. России Л.Б. Красин.

1912, август – Россия: Утвержден устав созданного крупнейшими петербургскими банками "С-Петербургского акционерного общества электропередачи силы водопадов". Общество приобретает участки, прилегающие к водопадам Иматра, Малая Иматра, Валликоски. Общество приобретает также участки в районе Волховских порогов для строительства гидроэлектростанции. Русские и немецкие инженеры, разрабатывавшие ТЭО и проект ГЭС, впоследствии образовали комиссию Главэлектро. Проект курируют петербургские отделения немецких электротехнических компаний Сименс, Фельтен унд Гийом и др., оборудование которых предполагается установить на будущей Волховской ГЭС.

1914-1918 – Siemens «замораживает» деятельность в России.

1915 – Россия: в Москве 26-29 мая толпа учиняет погромы фабрик и магазинов, принадлежащих немцам, сопровождаемые пожарами, грабежами и убийствами. Погрому подвергаются фабрики в Замоскворечье, магазины и офисы на Мясницкой, Лубянке, Арбате, Тверской, Кузнецком мосту, Петровке. 29 мая волнения подавлены, после того как войскам приказано стрелять в толпу (Камергеский, Тверская, Большая Дмитровка). Комиссия по расследованию обнаружила заранее составленные списки предприятий. Пострадало 475 предприятий, более 200 домов и квартир. В июне проходит волна ликвидаций немецких фирм, не успевших перейти к русским или нейтральным владельцам.

1925 – 1936 - Открытие и работа бюро Siemens в России.

1945 – Окончание Второй мировой войны, образование оккупационных зон в Германии. Демонтаж и вывоз СССР в зачет репараций немецкого электротехнического оборудования с объектов в советской зоне.

1971 – Возобновление деятельности в России.

2003 - 150 лет в России!

Автор: Ксения Черепко
Источник: onliner.by


Информация с сайта: http://www.mobiset.ru/articles/text/?id=72

Сергеев
28.05.2019, 13:25
А вот и изоляторы этого завода - из темы:
https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=245703&highlight=%D1%E8%EC%E5%ED%F1+%C3%E0%EB%FC%F1%EA%E5

Сергеев
27.10.2020, 08:52
Старые фото Питерских заводов фирмы и реклама продукции:

Сергеев
27.10.2020, 08:53
Кувшин

Сергеев
27.10.2020, 09:04
Старинное блюдо. Фарфоровый завод Сименс и Гальске. Герб - Барон Людингхаузен-Вольф.

Сергеев
27.10.2020, 09:04
Молочник

Сергеев
27.10.2020, 09:09
Тарелка "Зоологический сад" (из глубин форума)

Сергеев
27.10.2020, 09:11
Террина или супница

Koff
15.03.2021, 21:23
С огромным вниманием ознакомился только сегодня с материалом. Спасибо большое! Странно, что не обратил внимание на пост гораздо раньше. Читая вспомнил, что в начале 70ххгг на даче в Ашукино вдоль полотна жд нашел кучу фарфоровых изоляторов SH с орлами РИ на проволоке после их замены на столбах Ярославской ЖД. До 70хх дожили без замены!!!! С десяток принес на дачу и вот уже много лет не могу найти ни один! Где- то на участке в земле закопаны, скорее всего. Тоже загадочная история.

sveta babk
20.03.2021, 14:14
фото

Iulia73
10.05.2022, 12:12
Добрый день! Спасибо большое за увлекательную историю и ее загадки! У меня тоже есть блюдо этой фирмы. Оно очень большое, порядка 50 см.в длину и очень тяжелое. Интересовал герб на нем. Были предположения, но точного определения рода, к которому принадлежит этот герб так и не выяснили) уж очень похожи гербовники у нескольких семейств. Буду признательна за любую информацию )

Iulia73
10.05.2022, 20:38
Все таки пришли к выводу благодаря знатокам на этом форуме, что герб рода Шереметевых. https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=525286

zaglodin
07.04.2023, 13:20
Добрый день. Выкладываю тарелочку с паровозом и надписью "Луга" вышеобсуждаемого производителя.
Небольшое обсуждение. https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=541861

itcvby
16.12.2023, 11:35
Большое спасибо за интересную, историческую статью! Михаил, Вы кладезь знаний!!!