PDA

Просмотр полной версии : Немножко о золоте на фарфоре и другой керамике.


Митрий
21.02.2016, 23:39
Сразу оговорюсь, в этой теме речь идёт только о старых материалах и технологиях. Многочисленные нынешние я почти совсем не знаю - не интересно...

Выкладываю только необходимый (ИМХО!) для любого коллекционера минимум информации.
-------------------------------------------------------
Препараты золота (так керамисты называют обжиговые "золотые краски") разделяются по составу, режиму обжига, декоративным(!) и другим качествам на золотой люстр, глянцгольд, полиргольд и "порошковое золото".

Препарат ГЛЯНЦГОЛЬД ("глянц", "жидкое золото") - это раствор органических соединений золота (резинат и т.п.). Представляет собой умеренно вязкую жидкость, поэтому его слой при нанесении на черепок тонок (иначе растечётся куда не попадя). Если мастер хочет получить после обжига слой золота потолще, он должен после сушки первого слоя раствора положить сверху ещё один и т.д.
При обжиге золото восстанавливается до металла, образуя тонкий слой на основе. Он полностью повторяет структуру её поверхности (глазури, бисквита, обожжённой краски или подложки), и блеск (глянцевость) золота напрямую зависит от того, насколько блестючая-глянцевая (без микрорельефа) основа под ним. Этим свойством иногда пользуются, придавая гладенькой, блестящей поверхности основы в необходимых контурах и линиях микрорельеф - шероховатость, матовость. Выполняется это протравливанием (частичным растворением) глазури плавиковой кислотой. Матировать поверхность основы можно также нанесением на неё слоя подложки из материала, становящимся матовым после обжига, или вступающим в печи в агрессивное взаимодействие с материалом гладенькой основы на её поверхности (почти травление). На матированной поверхности основы глянц тоже станет после обжига матовым. Таким образом мастера-позолотчики могут, например, имитировать цировку по золоту (см. ниже).

Сцепление глянца с гладкой глазурью - только механическое и через межатомарное взаимодействие, поэтому структура её поверхности под глянцем после обжига практически не меняется - нет ни вплавления, ни частичного взаимопроникновения, в отличии от взаимодействия глазури с флюсованными керамическими красками, например. А вот следы матирования гладенькой (блестючей) основы при выполнении имитации цировки останутся на ней навсегда. И если с предположительно цированного рисунка золотом его часть полностью сотрётся в ходе бытования предмета, например, то по разнице в блестючести основы под стершимися глянцевым и матовым золотыми "разновидами" можно определить, действительно ли этот рисунок цирован по матовому золоту, или это лишь имитация цировки, с использованием только глянца...

Митрий
21.02.2016, 23:43
Препарат ПОЛЕРГОЛЬД состоит из жидкого золота (см. выше) с добавлением мелкоизмельчённого металлического золота. За счёт добавления в жидкость твёрдых частиц смесь приобретает консистенцию пасты и может быть положена на черепок более толстым слоем, нежели "чистый" глянц. После обжига восстановившееся из жидкой компоненты золото обеспечивает сцепление слоя полергольда с глазурью и "цементирует" между собой изначально (до обжига) твёрдые частички золота. Поверхность обожжённого полергольда имеет матовую, "бархатную" структуру, и он выглядит очень красиво! Такой красоты не достичь с помощью матированного (положенного на матовую поверхность) глянца...

Мастер, при желании, может превратить матовую поверхность полергольда (или порошкового золота) в блестящую. Этот процесс называется лощением или ЦИРОВКОЙ, и заключается в выглаживании (уплощении, прессовке, полировке) "торчащих" из поверхности частиц золота - самого пластичного металла. Выполняется карандашами с наконечниками различной формы и размеров из отполированного агата. Ими мастер с достаточно сильным нажимом, раз за разом проводит по линиям и заполняет контуры будущего рисунка до тех пор, пока золото на них не превратится в гладенькое, блестящее. При этом изменяется его цвет и тон относительно не тронутого лощением матового. Хорошие мастера могут выполнять, при желании, плавные, постепенные переходы от матового к блестящему золоту, добиваясь игры светотени, например, на своём рисунке.

Препарат ПОРОШКОВОГО ЗОЛОТА состоит из измельченного металлического золота и порошка минеральных флюсов-плавней. В качестве связующего, как и в большинстве надглазурных красок, используются специальные масла. В печи масло выгорает, а флюсы частично плавятся, обеспечивая после обжига сцепление слоя золота с основой и его частичек между собой. Этот сорт золота позволяет наносить самый толстый слой, варьируя его толщину по площади и придавая некоторую желательную рельефность его поверхности.

Из трёх описанных мной сортов золота самый дешёвый - глянц, самый дорогой - порошковое золото. Так всегда было и всегда будет, и разница эта очень существенна.

Самая низкая температура обжига у глянца, её верхний допустимый предел без риска испортить, "пережечь" золота около 730 град. Это заметно ниже температур, которые необходимы для полноценного качественного обжига большинства надглазурных красок. В том числе и поэтому золото как правило обжигают отдельно от всех остальных красок, в последнюю очередь.

Золотой рисунок (орнаменты, как правило), в том числе с имитацией цировки, могут наноситься на черепок с помощью деколи.

Цвет и оттенки золота перед приготовлением из него "порошка" можно как и в ювелирке изменять с помощью различных присадок. Оттенки и цвет глянц золота тоже можно варьировать добавками.
--------------------------------------------------------------------------
Вот вкратце пока и всё. А о золотом люстре я знаю ничтожно мало, да и отдельная тема, посвящённая люстровым краскам на форуме есть.

Если кто-нибудь обнаружит в моём посте ошибки или захочет сделать к нему важные уточнения, дополнения - милости прошу, тема открыта для всех!

Если к текстовой информации в этой теме форумчанами будут выкладываться иллюстрации - крупные фотографии хорошего качества - будет здорово! Тогда, например, не совсем понятные из текста моменты мы сможем сообща полезно для всех обсудить и уточнить.

Удачи! С уважением, Дмитрий.

Митрий
23.02.2016, 08:58
...Самая низкая температура обжига у глянца, её верхний допустимый предел без риска испортить, "пережечь" золото - около 730 град. Это заметно ниже температур, которые необходимы для полноценного качественного обжига большинства надглазурных красок. В том числе и поэтому золото как правило обжигают отдельно от всех остальных красок, в последнюю очередь...
Прошу прощения, в этой цитате я почти всё наврал ненароком... Торопился, и не смог с ходу вспомнить, что говорил Константин konstart о верхней температуре обжига глянца...

Итак, глянц обжигается при 700-730 град., но верхний предел объясняется совсем не "риском пережога", как у других красок. Уже созревший (полностью восстановившийся из раствора) глянц можно смело нагревать намно-ого выше. Но при темп-ре выше 730 град. процесс восстановления золота из раствора идёт слишком быстро, и при этом качество обожжённого глянца снижается. Кажется, тогда менее глянцевой - хаотично "пупырчатой" - становится его поверхность...

Казалось бы, почему тогда не обжигать глянц и полергольд вместе с красками, темп-ра обжига которых заметно выше?... Сделать паузу на 700-730, чтобы золото успело восстановиться, и нагревай выше, чтобы "довести до ума" и остальные краски?... Но при обжиге глянца и полергольда выделяется много летучих органических соединений (эфиры и т.д.), которые могут испортить цвет еще не созревших пигментных красок, если обжигать их вместе. А почти всем уже прошедшим через свой обжиг краскам все эти эфиры и т.д. уже по фигу.

Удачи! С уважением, Дмитрий.

Митрий
24.02.2016, 12:17
Напомню - в этой теме я рассматриваю, в меру своей дилетантской(!!!) осведомлённости, только те материалы и технологии, которые использовались СТАРЫМИ мастерами, большинство из которых не оставило никакой конкретной информации о своих "ноу-хау". И я подчас могу только догадываться об их секретах, используя ту достоверную (сравнительно свежую) инфу, которая существует и доступна мне. Здравый смысл и творческая фантазия (этакое шаманство!) позволяют иногда предположить рецепты и приёмы работы старых мастеров, но, сами понимаете, что проверка всех этих предположений на практике - это задача хотя и безумно интересная, но почти недостижимая...
Поэтому не следует воспринимать ВСЁ, что я пишу в этой теме, как железобетонные факты! Чётко, "до миллиметра" отделить их от моих (и чужих) догадок и предположений я уже и сам не могу...
Значения тех терминов и понятий, которые я использую в своих "опусах", не всегда полностью совпадают с таковыми у многочисленных авторов и "аффторов" из интернета...
-----------------------------------------------------------------------
Немножко о подложках под золото.
Уточню - подложка, это слой материала, который перед золочением располагают на основе (обожженные глазурь, н/г краска, бисквит и т.д.) для изменения свойств её поверхности, в основном, степени глянцевости-шероховатости.
ОЧЕНЬ ВАЖНО - матированное золото (глянц, положенный на матовую (фактурную) поверхность, и напоминающий визуально препараты с золотым порошком) невозможно полноценно лощить - выполнять на нём правильный цированный рисунок!

Выше я уже упоминал материалы для подложки, которые в обжиге вступают в агрессивное взаимодействие с поверхностными слоями основы, изменяя её фактуру (делая её фактурной - микрорельефной). Продукты этого взаимодействия частично или полностью улетают в трубу печи при обжиге. По результату - почти аналог травления кислотой.

А есть материалы, слой которых надёжно сцепляются в печи с основой, и его поверхность имеет нужную для мастера-позолотчика фактуру. Для минимально тонкого слоя мастер может подобрать для подложки состав, который после обжига будет прозрачным (на царапках, потёртостях лежащего сверху золота будет виден только цвет и фактура основы). При этом, подсушив-подвялив слой подложки, мастер может прочистить на нём до основы линии и контуры будущего "цированного" рисунка золотом (аналог приёма сграффито). Тогда при золочении этой поверхности глянцем лежащее на подложке золото будет матовым (фактурным), а по линиям и контурам, с которых подложка перед золочением была прочищена (прорисована!), останется глянцевым. Естественно, если основа глянцевая!

Случается и обратный вариант, при котором на изначально матовую (фактурную) или матированную основу наносится слой подложки из материала, становящегося глянцевым после обжига. И при золочении глянцем лежащее непосредственно на основе золото будет матовым, а на подложке - блестящим. Тоже похоже на цировку.
------------------------------
Следует упомянуть также мастики для одного из способов выделки рельефного золота. Это вязкие вещества, которыми можно выделывать рельефный рисунок на основе, от самого простого - линии, бугорки и т.д. до сложных рельефных сюжетов. Принцип выделки мастичного рельефа напоминает изготовление рисунков и надписей кремом на тортах - выдавливание тонкой "колбаски" через маленькое отверстие на конце заострённой части эластичного резервуара (как клизма)... После этого рельеф доводится скульптурными стеками, шпателёчками, мокрыми кистями и т.д.

В зависимости от задач, стоящих перед мастером-позолотчиком, он может подбирать состав мастики под золото так, чтобы её поверхность после обжига становилась глянцевой или матовой (фактурной). Дополнительно он может формовать фактуру поверхности мастичного рельефа концом жёсткой кисти, например.

При золочении глянцем по основе с мастичным рельефом можно добиваться очень красивых эффектов. Например, глянцевый рельеф на матовом поле или наоборот.
--------------------------------------------------
Повторюсь, на всякий случай, - правильные глянцгольд и порошковое золото смотрятся на фарфоре значительно более красиво, "благородно", нежели "матированное золото" глянца, которое положено на матированную или матовую (фактурную) поверхность!!! Но неизбежное с увеличением возраста предмета появление плёнки окислов (патины) и прочей грязи на золоте существенно скрадывают эту разницу... И в полной мере оценить красоту правильно цированного рисунка, например, абсолютно невозможно!
Насколько я знаю, некоторые коллекционеры не удаляют плёнки окислов с золота на своих предметах, воспринимая их как очень важное свидетельство почтенного возраста, а не как досадное препятствие к наслаждению красотой... "Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу..." И свой "способ общения" со своими фарфоровыми сокровищами...
Патина с золота на фарфоре сравнительно легко и абсолютно безопасно для сохрана может быть удалена специалистом - реставратором или даже самим владельцем предмета (после консультаций со спецом!!!) Но она может быть и наведена искусственно, например, производителем фальшивых предметов...

Удачи! С уважением, Дмитрий.

Митрий
24.02.2016, 15:35
Для имитации цировки (или абсолютно честного живописного приёма, лишь напоминающего цировку!) пожет быть использована ещё одна техника. Сначала по блестючей основе выполняется крытьё глянцем по всему полю золочения. После сушки, подвяливания этого слоя на него наносятся линии и небольшие контуры будущего рисунка веществом, которое практически до нуля снижает смачиваемость (и адгезию) поверхности (воск, масло, жир и т.п.). А после этого очень аккуратно, в щадящем режиме (чтобы не размазать линии и контуры, сделанные "скользким" веществом) в поле, на котором золото должно быть преимущественно матовым, производят крытьё полергольдом. Для рассматриваемой техники его рецептура (состав) подбирается так, чтобы у препарата была достаточно высокая растекаемость (порошка металлического золота поменьше, а эфирного растворителя для резината золота побольше). Такой препарат почти полностью утягивается силами поверхностного натяжения с рисунка, сделанного "скользким веществом", которое в обжиге бесследно выгорает и оставляет под собой только рисунок глянцевым золотом на матовом золотом фоне почти полноценного визуально, хотя и тоненького полергольда.

У этой техники есть "сестра". Всё делается, как описано выше, но после нанесения рисунка "скользким" веществом (воском) на все поле золочения наносится ещё один слой глянцем и сразу после того как он утянется со "скользкого" рисунка (можно ускорить этот процесс струёй воздуха), вся поверхность припорашивается порошком золота. Например, через широкое мелкоячеистое сито. А когда слой глянца высохнет, схватится, - весь лишний золотой порошок легко удаляется кистью и с воскового рисунка (начисто), и со слоя глянца, в котором равномерно зафиксировалась малая часть золотого порошка. После обжига мы тоже получаем глянцевый рисунок на матовом фоне с красивой фактурой...

Результат работы в этих техниках значительно выигрывает по красоте в сравнении с техниками "матированного золота" (из предыдущего поста).
-------------------------------------------------------------------
Всем, кому любопытен материал, который я выкладываю здесь, может быть будет интересна эта тема https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=132094
После 31 поста она обрела своё нынешнее название, и речь в ней пошла преимущественно о способе выделки золотого рисунка "похожего на цировку" на вазе Батенина(?).

Удачи! С уважением, Дмитрий.

Митрий
15.03.2016, 07:11
Уточнение по травлению под золото плавиковой кислотой. Только для придания поверхности основы (глазури) матовости плавиковую кислоту, наверное, очень мало кто использовал (не "рентабельно"). А вот выделывание травлением рельефных рисунков с последующим золочением - это да! На Севре, например...
Констарт указал мне на эту ошибку уже давно... Спасибо, Костя!

Удачи! С уважением, Дмитрий.

масепа
15.03.2016, 18:28
Митрий, хочу добавить информацию о плавиковой кислоте (не все знают), если Вы не против.
Плавиковая или хлористоводородная кислота, получила название от плавикового шпата(флюорита) из которого изготавливается. Представляет бесцветный раствор газообразного фтористого водорода в воде, ядовита, огнеопасна. Разрушает металлы, не реагирует с золотом и платиной. Является единственной в своем классе взаимодействующей с оксидом кремния, поэтому широко используется для травления и полировки стекла и хрусталя, для удаления керамических и кварцевых примесей в металлических отливках, при работе с стоматологической керамикой, при декорировании дорогих фарфоровых изделий.

масепа
19.03.2016, 17:30
Митрий, посмотрите и дайте оценку, пожалуйста, декорированию на размещенных мною фото. Похоже это на цировку или нет? Штрихи явно ручной работы.

Митрий
19.03.2016, 17:41
Спасибо, масепа!

Важно! "Способ получения глянцзолота найден был ещё в 1830г. Кюном в Мейссене." (ц. Орлов Е.И., 1937)

Когда эта технология перестала секретиться и добралась до России, например, я не знаю... Но до этого - всё блестящее золото на керамике получали только лощением (полировкой) обожженного порошкового золота.

Удачи! С уважением, Дмитрий.

Митрий
19.03.2016, 18:03
Митрий, посмотрите и дайте оценку, пожалуйста, декорированию на размещенных мною фото. Похоже это на цировку или нет? Штрихи явно ручной работы.
Мне кажется, что линии рисованы цветным карандашом?... Но на части из них видно, что проходились твёрдым наконечником (как при цировке), и слой порошкового(?) золота уплотнился под ним (этакие "канавки выполированные").

Ребёнок шариковой ручкой пытался "улучшить" роспись, а потом ещё и карандашиком добавил?...

Удачи! С уважением, Дмитрий.

масепа
19.03.2016, 18:11
Нет, все линии одинаковые без карандаша, как чем-то твердым полировано. Бешеное увеличение. В реале смотрится прилично, даже красиво, больше блестит. На фото искажение цвета.

Митрий
19.03.2016, 18:44
Понял Вас, масепа.
Я предпочитаю фотать цировку на бликах - так понятнее получается (ИМХО!)

Например, образец из Русского музея. "Филигранности", "ювелирности" в этой работе тоже совсем нет... Ну, так на то она и Щекотихина-Потоцкая, о которой Голлербах писал:
"...Гораздо „левее" работ Чехонина живопись Щекотихиной. Это явление ярко своеобразное и с точки зрения привычных традиций художественной керамики совершенно „неприличное". Художница намеренно не считается с формою вещей, вызывающе игнорирует ее, а иногда вступает в открытую борьбу с ней—ломает, опрокидывает, разбивает форму вдребезги. Угловатые пятна ее живописи, вихрастые, задорные мазки кисти изображают невероятных, искалеченных людей, ударяются в наивные и странные причуды, раздражают зрителя своей футуристической претенциозностью и все-таки пленяют его смелостью и задором красочных комбинаций. Художница, повидимому, не привыкла ни к какой дисциплине и муштровке; ее нужно либо принять такой, какова она есть, либо вовсе не допускать к фарфору...." (Голлербах Э. „С. Чехонин."—„Казанский музейный вестник."—1922, № 1. )


Удачи! С уважением, Дмитрий.

масепа
19.03.2016, 19:23
Спасибо за пример. Мое изделие тиражное, возможно, это и попытка что-то сообразить по технологии цировки.

Митрий
19.03.2016, 19:29
Ещё один пример использования цировки по золоту из Русского музея (ГРМ).

Фотографировал с руки, без штатива... За качество фотографий прошу прощения!...

Кдачи! С уважением, Дмитрий.

масепа
19.03.2016, 19:44
Да неплохие получились фотографии, все видно и понятно. Ваза с декором высшего класса, все линии идеальны. Не то, что "царапки" на моей фигурке, но тоже ручная работа.... Была в Русском музеи, но такую вазу не помню, спасибо.

Митрий
19.03.2016, 20:28
Ещё один образец из музея ИФЗ.

масепа, покажите, пожалуйста Ваш предмет целиком, а если его возраст известен, - укажите его!
Возможно, те линии, которые мне показались "нарисованными цветным карандашом" (под ними сохранилась "шероховатая" структура золота?...) процировывались неглубоко - или агатом, но без большого давления, или даже не агатом, а карандашом с наконечником из более мягкого материала (???)... По цвету и блеску эти линии различаются в реальности?

Удачи! С уважением, Дмитрий.

масепа
19.03.2016, 20:37
Показываю предмет. Фигурка клейма не имеет, но всем знакома. "Китаянка" или "Тао-Хао", Дмитровский ФЗ в Вербилках. Я ее выставляла на обсуждение. Линии по цвету и блеску различаются, основа матовая, черточки блестят, из-за времени чуть потемнели.

Митрий
19.03.2016, 23:41
Спасибо, масепа!
Я по-прежнему не понимаю, почему на части "цированных" линий микрорельеф поверхности матового золота практически не изменился... Всё-таки не хватает чёткости, резкости фотографий для хорошего увеличения в редакторе...

Выскажу предположение (ИМХО!), что золото на Вашем предмете не старое ... И рисунок на нём выполнен не только цировкой с агатовым карандашом, но и какой-то "химией"(???)... Я совсем не знаю современных материалов...

Удачи! С уважением, Дмитрий.

масепа
20.03.2016, 10:14
Спасибо за комментарии. Вещь на новую не похожа. Может кто-то тренировался, роспись блузы то хорошая, сравните с теми. что сейчас продают, даже у нас на форуме.

Уля
20.03.2016, 11:43
У Вас оригинальная статуэтка,причем очень редкая.Такая роспись была у Тао-Хао которая с зонтом.Но при производстве очень много уходило в брак.У нее кайма была ярче расписана,чем у синей.То что было с зонтом,практически зонты уже у всех восстановлены.Не могу сказать почему нет клейма...Про это может быть подскажет Николай R.Может именно потому,что нет зонтика.

масепа
20.03.2016, 11:54
Уля, спасибо за комментарий. У статуэтки есть небольшой брак в виде следов от опоры на внешней стороне левой руки (обсуждение дефекта было на форуме), может поэтому нет клейма.

Уля
20.03.2016, 12:55
У меня тоже след на руке,но моя с клеймом..

Митрий
21.03.2016, 09:01
Девчата, мы можем возобновить обсуждение этой скульптурки, обращая внимание на все детали, в соответствующем разделе, если хотите... А эта тема посвящена золоту на фарфоре! @}->--
Я не специалист в этом, поэтому высказываю свои недоумения по конкретным образцам не для того, чтобы подвергнуть сам предмет критике, а лишь в надежде, что в тему зайдёт специалист (или креативный, ищущий истину дилетант) и даст свои пояснения, комментарии по нашим "непоняткам"!

Вот, например, образец из музея ИФЗ - на цированных(?) контурах я тоже не везде вижу явные следы работы агатовым карандашом... Значит, придётся идти в музей ещё раз и делать новые фото уже со штатива (крупно, с хорошей резкостью)... Благо, не все предметы там упрятаны за стекло, и сократить дистанцию съёмки до нескольких сантиметров можно...
=== 2. В искусствоведческой практике давно укоренилось мнение, что сочетание матового и блестящего золота следует называть цировкой. Спорить бесполезно. === Эта цитата Константина отсюда - https://www.antik-forum.ru/forum/showpost.php?p=1356454&postcount=99
Спорить с искусствоведами может быть и бесполезно (сейчас!), но научится различать разные способы получения золотого рисунка (похожего на цировку) можно! Способы площадной "полировки" порошкового золота на старых (до появления технологий глянцзолота) предметах тоже можно.
И мне неинтересны и скучны разговоры о целесообразности, "полезности" таких исследований. "Sapienti sat!" (лат. - понимающему достаточно; умный поймёт).

Удачи! С уважением, Дмитрий.

масепа
21.03.2016, 11:03
Уважаемый Митрий, согласна с Вами во многом. Хочу лишь отметить, что декор на моей фигурке очень похож на выделку на первом фото из #23 (рамочка). Не хочу более засорять Вашу тему обсуждением сущей безделушки в виде моей Тао-Хао, ничего другого из вещей с золотом на фарфоре более не имею. Спасибо за столь обстоятельные ответы.

Митрий
21.03.2016, 11:17
Да, масепа, именно золото на первом фото я и имел в виду, при сравнивании с Вашим предметом. На остальных фото поводов усомниться в применении агатового карандаша у меня нет, и показал я их "до кучи". *jokingly*

Вы совсем не засорили эту тему интересным примером золота на своём предмете! Спасибо Вам за помощь! @}->--

Удачи! С уважением, Дмитрий.

масепа
23.03.2016, 23:36
Митрий, снова позвольте возвратиться в Вашу тему. Безумно интересно какой вывод Вы сделали о способе декорирования на первом фото (рамка) в #23.

Митрий
24.03.2016, 08:14
== Вот, например, образец из музея ИФЗ - на цированных(?) контурах я тоже не везде вижу явные следы работы агатовым карандашом... Значит, придётся идти в музей ещё раз и делать новые фото уже со штатива (крупно, с хорошей резкостью)... Благо, не все предметы там упрятаны за стекло, и сократить дистанцию съёмки до нескольких сантиметров можно...==
Дорогая масепа, я ещё не дошёл до музея...
Штатив купил, правда старый-советский, и сейчас озадачен тем, как крепить на него современный фотик...
Планировал приготовить всё и поехать в музей ИФЗ через две недели - в первый четверг каждого месяца вход туда бесплатный - но Ваш интерес к теме золота на фарфоре "заставляет" меня подкорректировать планы,- может быть, уже сегодня выберусь туда. О результатах напишу здесь, наиболее удачные фотки покажу, и будем думать вместе!

Удачи! С уважением, Дмитрий.

масепа
24.03.2016, 09:47
А разрешат ли Вам снимать со штатива и со вспышкой? Я до музея ИФЗ так и не доехала, теперь очень жалею, т.к. неизвестно когда теперь выберусь в Ленинград. Удачи!

масепа
26.03.2016, 17:16
Митрий, сделали новые фото с подсветкой. Возможно, они помогут Вам сравнить с Вашими образцами. С уважением, масепа.

Митрий
08.04.2016, 22:46
Спасибо, масепа! Да, на Вашем предмете орнамент на золоте сделан только цировкой! Никаких "сомнений" у меня не осталось.

Вчера добрался до музея ИФЗ, посмотрел ещё раз вазу с Пушкиным (пост 23).
В двух словах - без всяких сомнений на "рамочке" портрета использован только один сорт золота, и весь рисунок выполнен только за счёт его цировки.

Хороших фотографий в режиме макро даже со штатива сделать не получилось...

Удачи! С уважением, Дмитрий.

масепа
08.04.2016, 23:34
Спасибо за выводы по фигурке и за Вашу тему, которая увлекла и подтолкнула к поиску информации о декорировании фарфора препаратами драг.металов. В книге Хладека есть кое-что по этому вопросу (перечитала). Может, Вы подготовите сообщения об использовании в декорировании платины или серебра, будет всем интересно.

Топер
15.12.2017, 11:46
Первые 2 фото здесь - фрагменты фоток отсюда https://www.antik-forum.ru/forum/showpost.php?p=2605946&postcount=8 - блюдце с росписью по рис. Яснецова.
На дулёвских предметах из сети похожего золота не нашёл "ва-аще"!

Всё, что мне удалось найти похожего - это золото на моём блюдце из чайной пары "Мальва", Барановка, клеймо "чашка"- конец 60-х, начало 70-х. Форма "Большой колокол"??? Диам. 196мм, выс. 32мм.

Если кому-нибудь известны Дулёвские предметы с золотом, как у хозяина пары по ссылке - покажите, пожалуйста, в этой теме. С крупными фрагментами именно золота.

Топер
15.12.2017, 12:09
Забыл сказать, на моей Мальве - тоненький слой глянцевого золота. Явно тоньше, чем глянц на чашке (на ручке хорошо видно) https://www.antik-forum.ru/forum/showpost.php?p=2605379&postcount=1

Золото на своей Мальве я препарировал, о нём знаю всё...

Константмн
07.08.2018, 15:09
Добрый день, из присутствующих есть кто разбирается в технологии трафаретной печати золотой пасты для обжига на стекле, керамике и фарфора? Наша компания занимается обжигом , мы используем краски для надглазурного обжига. Недавно столкнулись с проблемой - после трафаретной печати золотой пастой на бумаге вместо чистого цвета получается рисунок с маленькими темными точками. После покрытия лаком и обжига они видны на декоре - получается рисунок с разными оттенками золота на поверхности керамики. Подскажите в чем проблема и как ее исправить. По нашему мнению технология печати соблюдалась правильно. Ждем вашего ответа.

Константмн
07.08.2018, 16:32
Добрый день. Наша компания занимается обжигом фаянса, керамики и фарфора, мы используемкраски для надглазурного обжига. Недавно столкнулись с проблемой - после трафаретной печати золотой пастой на бумаге вместо чистого цвета получается рисунок с маленькими темными точками. После покрытия лаком и обжига они видны на декоре - получается рисунок с разными оттенками золота на поверхности керамики. Подскажите в чем проблема и как ее исправить. По нашему мнению технология печати соблюдалась правильно. Ждем вашего ответа.