PDA

Просмотр полной версии : Икона "Царь царей".


Бирюза
23.08.2009, 10:54
Сегодня с утра съездил за город и купил там эту икону. 32*24 см. Торцевые шпонки.
Раньше подобные иконы я называл "Царь царей" или "Царь царям", а сегодня почему-то вкралось сомнение. Раньше у меня была икона "Царь царям" но с Б.М. и Иоаном Крестителем по бокам. Поискал в инете - в таком исполнении не нашёл. Можно ли объяснить это тем, что украинская иконопись была не так догматична, как российская? Извините за качество изображения -фотик в отъезде, а в сканер она влезла с трудом и не полностью.
И что Вы вообще думаете об этой иконе, кроме того, что это Украина, рубеж 19-20 вв.

ЦАРЬ ЦАРЕЙ — см. Царь царем
ЦАРЬ ЦАРЕЙ — АРХИЕРЕЙ ВЕЛИКИЙ — смешанный тип изображения Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Первосвященника.
ЦАРЬ ЦАРЕМ, Царь царей — особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих» (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону («из уст») направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии «Архиерей Великий — Царь Царей».

Иллюстрированный Словарь по Иконописи -
http://nesusvet.narod.ru/ico/gloss/g_hts.htm

berendey
23.08.2009, 11:06
Бирюза, Все правильно.
Фото для примера. Только у данной иконы размер более метра в высоту.
А по Вашему предмету Вы сами ответили: "украинская иконопись была не так догматична" :)

Кирилл С.
23.08.2009, 11:16
"Спас на престоле",Волков Илья (уп. 1854–1855, Санкт-Петербург), Ноговицин Петр (уп. 1854–1855, Санкт-Петербург) (Пешехоновская мастерская)
1854 г. Санкт-Петербург,дерево, левкас, яичная темпера, золото, чеканка по левкасу.
85 × 56 см

Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия
Инв. 196.

Бирюза
23.08.2009, 11:17
Был удивлён вот этим. Цитата: ЦАРЬ СЛАВЫ — иконографический композиция, представляющая поясное изображение Христа, обнаженного по пояс, с низко опущенной головой. У меня было несколько икон Царя Славы, подписано название, но везде он был в царских одеяниях сидящий на троне.
Цитата взята отсюда же. http://nesusvet.narod.ru/ico/gloss/g_hts.htm

Бирюза
23.08.2009, 11:21
berendey, Кирилл С., можно ли полагать "Спас на престоле", "Царь Славы" и "Царь царей" различными названиями одной и той же иконы, или всё же есть незначительные различия? Как Вы думаете?
Просто проходили через меня иконы где сюжет один, а подписаны по разному.

Кирилл С.
23.08.2009, 11:24
можно ли полагать "Спас на престоле", "Царь Славы" и "Царь царей" различными названиями одной и той же иконы, или всё же есть незначительные различия?
Думаю, что можно.

"Спас Вседержитель на престоле."
Сопляков Михаил Алексеевич (1722–1799, Ярославль),
Ярославль
1762 г.
Дерево, левкас, темпера.
92.5 × 60 см
Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

berendey
23.08.2009, 11:27
Насколько мне помнится вот здесь подробнее всего: http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=79888
Там 7 страниц.

Бирюза
23.08.2009, 11:28
Думаю, что можно.
Да и я так думаю. Видимо это ещё играет роль регион написания иконы, где как принято было называть, так и подписывали. К примеру, у нас принято называть И.Х. Господь Вседержитель, Спасом называют редко, а как я понял от Берендея и Кисы, у них, в основном, называют Спасом.

Кирилл С.
23.08.2009, 11:32
а как я понял от Берендея и Кисы, у них, в основном, называют Спасом.
"Спасом" вообще-то все иконы называют с ИХ, а "Вседержитель" (Пантократор)-это с книгой, "Господь Вседержитель" официально.
"Нерукотворный", "Оплечный", "Недреманное Око","Спас в силах", "Спас на престоле", "Спас Смоленский", "Спас Эммануил"-навания изводов со Спасом.

Бирюза
23.08.2009, 11:44
Насколько мне помнится вот здесь подробнее всего:
Да, хорошая инфа, спасибо.

Бирюза
23.08.2009, 11:46
а "Вседержитель" (Пантократор)-это с книгой, "Господь Вседержитель" официально.
Кир, а где левая рука со скипетром лежит на "вселенной" -это же тоже Вседержитель?

Кирилл С.
23.08.2009, 12:10
Кир, а где левая рука со скипетром лежит на "вселенной" -это же тоже Вседержитель?
Кажется, "Спас Державный", как-то так...

Шатл
23.08.2009, 13:11
Я думаю, у тебя Гомельская

Бирюза
23.08.2009, 13:20
Я думаю, у тебя Гомельская
Эх, посмотреть бы, тогда бы определились точнее.
http://www.embassybel.ru/news/culture/2009/07/23/22116/

Народные иконы из фондов гомельского музея впервые экспонируются в Москве
23 июля 2009

Более 60 икон, бытовавших на территории Гомельской, Брянской и Черниговской областей в XVIII-XX веках, впервые представлены с 22 июля 2009 года в государственном выставочном зале «Галерея «Беляево» Юго-Западного автономного округа города Москвы. Об этом БЕЛТА сообщила пресс-секретарь Гомельского дворцово-паркового ансамбля Елена Лесун.
Выставку «Народная икона Гомельщины» из музейных фондов Гомельского дворца Румянцевых-Паскевичей дополняют предметы этнографии. Рушники, народные костюмы воссоздают ту среду, в которой икона бытовала и с чем была неразрывно связана.
Елена Лесун рассказала, что коллекция иконописи в гомельском дворце формировалась на протяжении прошлого столетия. Причем наиболее активное ее пополнение приходится на 1980-90-е годы, когда пришло осознание ценности подобного рода культовых предметов в контексте культурного наследия.
Народная икона имела широкое распространение на Гомельщине в XVIII – начале XX веков. В отличие от канонической подобного рода иконопись более демократична как в сюжетах, так и в исполнении. Рисунок выполнялся масляными красками прямо по доске, без предварительной грунтовки и нанесения прорисей. Излюбленный прием декорирования – растительный орнамент. Абстрактные образы Богоматери, Иисуса Христа, святых получали сходство с конкретными людьми, говорили на языке человеческих чувств и эмоций. Это определило востребованность и популярность народной иконы. В XIX – начале XX веков иконы, выполненные в традиции так называемого народного примитива, становятся неотъемлемой частью интерьера белорусской избы и деревенской церкви.

Шатл
23.08.2009, 14:09
Я собакой гулял рядом с этим местом. Ради интереса заглянул, привязав Тузика на газоне.
Вот и навеяла твоя икона, мною увиденное. Фотика с собой не было, но картинка, похожего на твоё(с выставки), где есть, поищю.

Кирилл С.
23.08.2009, 14:15
Эх, посмотреть бы, тогда бы определились точнее.
http://www.culture-uzao.ru/?p=302
А это фотоотчет с выставки:
http://www.gallery-belyaevo.ru/PhotoArch/IkonaGomel.htm

Шатл
23.08.2009, 14:22
Отчёт они сделали говёнее не придумашь. То-то, как ни загляну, там дух стоит старого совка . Не могли фото нормальное сделать, свои рожи наснимали, что количество публики изобразить.

Бирюза
23.08.2009, 14:39
Кирилл С., спасибо посмотрел с удовольствием.


Отчёт они сделали говёнее не придумашь.
И с этим согласен, иконы были на втором плане.
Шатл, но теперь не соглашусь с тобой, что это гомельская икона. Народная -да, но не гомельская. Может быть я и не прав, но из того, что там увидел, только одна икона по стилю напоминает эту - Коронование Б.М. из чего делаю вывод, что она залётная, не гомельская. Большинство же виденных объеднены одним - наличием растительного, а точнее цветочного орнамента. Такие же иконы, как я показал, у нас называют украинскими голубофонками, хотя фон может быть и коричневых тонов. Свойственны более юго-востоку украины, на западе больше чуствуется влияние католицизма.

Шатл
23.08.2009, 14:44
Вот голубофонки там и были. А в отчёте я вижу только рожи тупых искусствоведок.

Бирюза
23.08.2009, 14:46
А в отчёте я вижу только рожи тупых искусствоведок.
:D*yahoo*.......

Дед Мороз
24.08.2009, 02:00
Бирюза, классная у Вас икона ! *thumbs up*
Один "динамический квартет" Евангелистов чего стоит ! *ok* Да и Сам интересен по фигуре и одеяниям.
Короче, приятная весчь, с душой и талантом - поздравляю ! :)

Кирилл С.
24.08.2009, 02:17
Один "динамический квартет" Евангелистов чего стоит !
Да, тоже обратил внимание на этот композиционный ход-престола-то самого художник и не изобразил, а символы евангелистов как бы его заменяют, и впечатление создаётся полное, что есть престол.

Бирюза
07.01.2010, 12:41
Продам по Украине 1500 грн.