Антик Форум – Оценка, продажа, покупка антиквариата - антикварный форум
Оценка. Консультация. Продажа
Антиквариат и Коллекционирование
Старый 11.03.2011, 15:04 #1
Уважаемый участник
 
Аватар для Алесио
 
Регистрация: 08.07.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 3,775
Репутация: 152773
По умолчанию Русское художественное стекло: история

История русского художественного стекла начинается в эпоху Киевской Руси, когда во многих древнерусских городах появились первые мастерские, изготовляющие смальты для мозаик и нехитрые женские украшения - бусы, браслеты, кольца. Эта традиция была прервана во время монголо-татарского нашествия. И потому в XVII веке, когда возникла потребность в стекле, пришлось обращаться к опыту европейских мастеров.

Важная роль в процессе становления русского художественного стеклоделия выпала на долю Измайловского завода, основанного в 1668 году. Рядом с иноземцами на заводе работали и русские мастера, которые творчески осваивали передовой опыт европейского стеклоделия. Здесь получили развитие две основные школы эпохи барокко. Одна из них ведет начало от венецианских мастеров, работавших в технике свободного выдувания (гутной), другая продолжает традиции богемских резчиков стекла. Гутная техника довольно рано была освоена русскими мастерами, многие из которых впоследствии основали свои собственные предприятия. Гравировка еще некоторое время оставалась привилегией иноземных мастеров и только в XVIII веке получила развитие на ведущих стекольных заводах страны.
Миниатюры
0001.jpg   0002.jpg   0003.jpg   0004.jpg  
__________________
Разыскиваю редкости.
Алесио вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.03.2011, 15:06 #2
Уважаемый участник
 
Аватар для Алесио
 
Регистрация: 08.07.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 3,775
Репутация: 152773
По умолчанию

Редчайшими являются "потешные кубики" Измайловского завода, выполненные Андреем Лериным. Его приемами широко пользовались народные мастера на протяжении всего XVIII века, особенно при изготовлении различных сосудов в виде коней, медведей, птиц.

На протяжении XVII-XVIII столетий в России было основано 86 стекольных заводов, некоторые из них существуют и поныне (Гусевский, Дятьковский). Большинство заводов, основанных в XVII-XVIII веках, изготовляли оконное стекло и гутные изделия простых форм из бутылочного зеленого стекла - штофы, бутылки, кувшины. Многие из них стали произведениями народного искусства, после того как были расписаны эмалью в специальной мастерской. Здесь и библейские сюжеты (Иосиф Прекрасный, Адам и Ева), и исторические (Гангутское сражение), и тема праздника, и пышные растительные орнаменты в сочетании с анималистическими изображениями.
В первой половине XVIII века в России сформировались три основных центра гравировки по стеклу. Ведущим был Петербург. Коллекция петербургского гравированного стекла начинается со скромных, еще ученических работ начала XVIII века и заканчивается виртуозными работами петербургских граверов конца XVIII века. Все работы выполнены в стилистике русского варианта барокко. Большое распространение получили кубики с изображением российского двуглавого орла, вензелями и портретами монархов. В середине столетия появляется также значительное число кубиков с изображениями парадов, охотничьих и пасторальных сцен на фоне архитектурного пейзажа.
Миниатюры
0001.jpg  
__________________
Разыскиваю редкости.

Последний раз редактировалось Алесио; 11.03.2011 в 17:06.
Алесио вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.03.2011, 15:17 #3
Уважаемый участник
 
Аватар для Алесио
 
Регистрация: 08.07.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 3,775
Репутация: 152773
По умолчанию

Провинциальные центры гравировки представлены в коллекции произведениями мастеров заводов Мальцевых и Немчиновых. Особенно процветающим было семейство Мальцевых, глава которого Василий Мальцов в 1730 году стал владельцем небольшого завода в Можайском уезде. К концу столетия в руках этого семейства уже было сосредоточено 15 стекольных заводов. Мальцовское гравированное стекло было рассчитано на средние слои русского народа - купечество, чиновников. Поэтому в его орнаментации барочные принципы и проблематика оказались преломленными через призму народного восприятия. Очень часты на мальцовском стекле дарственные надписи. Обращались мастера и к "галантному" сюжету, но в их интерпретации он получил лубочную окраску.

Аналогичным по своей художественной направленности было стекло заводов Немчиновых, которым в третьей четверти XVIII века принадлежало несколько заводов в Смоленской губернии. Примечательно, что все немчиновские граверы были исключительно крепостными, а стекло гравировалось только на заказ.

В последней трети XVIII века русское стеклоделие развивается особенно быстрыми темпами. Растет число заводов, увеличиваются их размеры. Стеклоделие становится престижным занятием, и русская знать заводит у себя в имениях стекольные предприятия. Среди владельцев заводов известны князья Потемкин и Голицын, граф Орлов.

Лидирующую роль в производстве художественного стекла сохраняет казенный завод, который с 1792 года стал именоваться Императорским заводом. Его продукция была ориентирована главным образом на оформление придворного быта. Не уступал ему по качеству изделий основанный в 1764 году Никольско-Петровский завод помещика Бахметьева.

Облик художественного стекла последней трети XVIII века определяется стилистикой классицизма. В это время значительно расширился ассортимент изделий, которые стали менее универсальными. Усложнилась сервировка стола, и назначение каждого предмета стало более ограниченным. Появляются первые винные наборы, состоящие из графинов и рюмок. Из стекла делаются масленки, супницы, кашпо, судки для специй, флаконы для духов, табакерки и т. д. Возрастает роль стекла в интерьере. Внутренние покои дворцов украшаются вазами, канделябрами, люстрами, стенниками, зеркалами, а также делаются вставки для мебели.

Существенные изменения происходят и в технике изготовления стекла. Помимо ранее известного бутылочно-зеленого и бесцветного стекла появляется и цветное (красное, зеленое, синее, фиолетовое, молочное). Несмотря на то, что русские мастера научились варить цветное стекло еще в начале XVIII века, его широкое использование приходится на последнюю треть XVIII века и во многом стимулировано разработками М. Ломоносова.

Меняются и приемы декорирования стекла. Гравировка уступает место росписи золотом, серебром, эмалями. Популярными в 70-80-х годах XVIII века было бесцветное стекло с тонкой росписью белой эмалью с пурпуром.

Оно во многом еще носит компромиссный характер, так как его рокайльная сюжетика (боскетные группы) сочетается со строгой классической формой и трактовкой орнаментов.

Возрождаются забытые техники, такие как филигрань (венецианская нить). Она используется как украшение ножек бокалов и рюмок, а иногда покрывает все тулово графинов. Бесцветное стекло с золотой и серебряной росписью выпускается главным образом Императорским и Бахметьевским заводами. Их изделия отличались друг от друга лишь тем, что в бахметьевском стекле более часто позолота сочетается с серебрением и прозрачными эмалями.
Миниатюры
0001.jpg   0002.jpg   0003.jpg   0004.jpg   0005.jpg  

__________________
Разыскиваю редкости.
Алесио вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.03.2011, 15:24 #4
Уважаемый участник
 
Аватар для Алесио
 
Регистрация: 08.07.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 3,775
Репутация: 152773
По умолчанию

Изделия Императорского завода были более последовательны в стилистическом отношении, они более сдержаны по форме и орнаментации. Особенно эта разница ощутима в цветном стекле, палитра которого на Императорском заводе была значительно богаче, равно как и орнаментация. Здесь помимо вензелей, венков, гирлянд нередко можно увидеть мифологические композиции и пейзажи.

Цветное стекло широко использовалось в оформлении осветительных приборов - люстр, бра, канделябров, где оно сочеталось с золоченой бронзой. Большую роль в интерьере начинают играть зеркала и рефлекторы, на поверхностях которых часто гравировались аллегорические фигуры или персонажи итальянской комедии.

Русское стекло XIX века отличается чрезвычайным разнообразием форм и декоративных приемов. В это время возрастают требования к качеству материала и постоянно совершенствуется технология его производства. Производство стекла приобретает все более промышленный характер. Значительно увеличивается число заводов. Если в начале XIX века в России было 114 заводов, то в 1889 году их было уже 258, но только 57 из них выпускали "посудное стекло".

Первая треть XIX века по праву считается временем расцвета русского художественного стеклоделия. Впервые стали привлекаться к руководству и работе профессиональные художники. На Императорском стекольном заводе А. Воронихин, Тома де Томон, К. Росси, И. Иванов разрабатывали эскизы парадных сервизов, ваз, настольных украшений, которые отличались грандиозностью своих размеров и смелостью технического исполнения. Многие из них предназначались для украшения царских резиденций. Все художественные произведения первой трети XIX века изготовлялись главным образом из нового, только что освоенного бесцветного свинцового хрусталя с алмазной гранью. Строгие формы изделий, холодное мерцание грани геометрического характера наиболее четко выражали эстетические принципы ампира. Очень часто хрустальные изделия монтировались в золоченую бронзу, которая также была излюбленным материалом этого стилистического направления.

Центральную роль в оформлении художественного стекла первой трети XIX века занимает героическая тема войны 1812 года. Особенно ярко она выражена в первых хрустальных изделиях с молочными медальонами, в которых помещались портреты героев войны - Кутузова, Платова, Витгенштейна. Исполнителями этих портретов были живописцы Императорского фарфорового завода П. Рокштуль и мастер Бахметьевского завода А. Вершинин. Героическая тематика получила также отражение и в гравированном стекле. Это главным образом небольшие изделия: стаканы, бокалы, тарелки, на которых воспроизводились ка рикатуры И. Теребнева, И. Иванова, а несколько позже, в 1830-х годах, барельефы Ф. Толстого.

Цветное стекло в эпоху ампира употреблялось редко. Интерес к нему снова возник лишь во второй четверти XIX века. На первой всероссийской выставке 1829 года отмечалось, что "цветные хрустальные вещи, которые вышли из употребления, а ныне опять в большой моде, казались, как будто украшены сапфирами, изумрудами, топазами, рубинами чистейшей воды, особенно прелестны опаловые и резеопалиновые изделия". На той же выставке демонстрировались вазы "нового изобретения", выполненные из двухслойного стекла (бесцветного и золотого рубина), вмонтированные в золоченую бронзу.

Ампирные произведения Императорского завода отличались чрезмерной пышностью. Характерными были сервизы, крупные вазы, канделябры, вмонтированные в золоченую бронзу и дополненные золоченым фарфором. Распространение получили также вазы с рисунком в "неогреческом стиле".

На Бахметьевском и Орловском заводах изготовлялись более скромные изделия, нередко использовалось сочетание цветного и бесцветного стекла, алмазной грани и позолоты с серебрением. В росписи же растительные мотивы перемежаются с архитектурными видами самого разного характера. Популярны в это время китайские сюжеты, которые то сохраняли верность первоисточнику, то соединялись с чисто классицистическими мотивами.
Миниатюры
0001.jpg   0002.jpg   0003.jpg   0004.jpg   0005.jpg  

__________________
Разыскиваю редкости.
Алесио вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.03.2011, 15:29 #5
Уважаемый участник
 
Аватар для Алесио
 
Регистрация: 08.07.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 3,775
Репутация: 152773
По умолчанию

рубина" и уранового стекла двух видов - "зеленого" и "желтого". Повсеместно рас*пространяются непрозрачные "глушеные" стекла, напоминающие бирюзу, яшму, лазурит и т. д.

На Дятьковском заводе в 1849 году делаются вазы и графины "мозаичной работы". Дальнейшее развитие получает техника нацвета. Только употребляют как два, так и три слоя стекла.

Среди стилистического разнообразия 40-50-х годов XIX века наиболее устойчивыми были стили неоготический и рококо, которые особенно четко проявлялись в изделиях Императорского завода.

Провинциальное же стеклоделие практически не знало четкой стилистической ориентации. Здесь мастера шли больше от материала, техники, функциональности и потому их работы были более цельными и ясными.

В это время наблюдается возврат к свободным живым формам, к цветному орнаменту, разбросанному по поверхности предметов, чаще всего выполненных из цветного стекла. Интересно, что непосредственно готические и рокайльные мотивы в русском стекле использовались весьма редко и трактовались весьма широко.

В России второй половины XIX века ситуация в художественном стеклоделии осложнилась тем, что такие ведущие заводы, как Императорский и Бахметьевский, основанные не на коммерческой основе, становятся убыточными, их производство сокращается. Лидерство переходит к частным предприятиям, для которых требования рынка были определяющими.

Начиная с 1870-х годов значительно увеличивается объем производства хрусталя с обильной алмазной гранью. Возрастает интерес к гравированному стеклу. Первенство в его производстве и качестве принадлежало Дятьковскому заводу.

В это время с новой силой возрастает интерес к традиционному народному искусству, подражание которому вылилось в так называемый "русский стиль". Затронул он и стекло, которое часто стали декорировать полихромной эмалью, заимствуя мотивы из вышивки, резьбы или росписи по дереву. На рубеже XIX-XX веков формируется новое стилистическое направление, получившее название в России "модерн". Однако в русском стекле он не получил сколько-нибудь самостоятельного развития. На Императорском и Гусевском заводах изготовлялись уникальные произведения, выполненные в манере известного французского художника Эмиля Галле.
Миниатюры
0001.jpg   0002.jpg   0003.jpg   0004.jpg   0005.jpg  

__________________
Разыскиваю редкости.
Алесио вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.03.2011, 15:29 #6
Уважаемый участник
 
Аватар для Алесио
 
Регистрация: 08.07.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 3,775
Репутация: 152773
По умолчанию

Советское стекло, как самостоятельное художественное явление, заявило о себе лишь в 40-е годы XX века. До этого на отечественных заводах выпускали лишь изделия, повторяющие дореволюционные образцы или обиходную посуду. Впервые к стеклу, как к современному художественному материалу обратилась В. Мухина, по инициативе которой в 1940 году была создана в Ленинграде экспериментальная художественная лаборатория, призванная обеспечить стекольную промышленность новыми современными образцами. Лозунгом этого времени была новая образность, в основе которой лежала прежде всего функциональность форм, технологичность исполнения, чувство материала, ограниченность декора. Этим принципам советское стекло сохраняет верность и поныне.

В 1950-х — начале 1960-х годов на стекольных заводах страны были созданы художественные лаборатории, куда пришли профессиональные художники, усилиями которых продукция каждого завода обрела свою художественную специфику. Современное стекло заняло одно из ведущих мест в ансамбле советского декоративно-прикладного искусства. Его особенностью является то, что ра боту над массовой функциональной вещью большинство художников сочетает с творческими поисками в области чисто декоративной. Это находит выражение в выставочных композициях, где художники с особой отчетливостью декларируют свою художественную программу. Примечательно и то, что советские художники стекла активно откликаются на все события современности и много работают над созданием тематических, гражданственных по своему пафосу произведений. В их работах стекло предстает перед нами как неисчерпаемый в своих возможностях пластический материал, средствами которого могут практически решаться любые задачи. Этот период отмечен активными поисками нового, современного стиля, через постепенное преодоление старых методов, а порой и через их полное отрицание. В произведениях В. Мухиной и Б. Смирнова тех же лет традиция уступает место новаторству. Здесь иная мера полезного и прекрасного. Красота видится в простоте и естественности функциональных форм, в ограниченности лаконического декора.

Вторая половина 1960-х и первая половина 1970-х годов отмечена повышенным интересом к декоративной форме. Из стекла создаются большие ансамбли, где унитарная форма выступает лишь в качестве одного из компонентов. Происходит своеобразная эстетизация бытового предмета, который теперь предназначен для того, чтобы на его основе создать опоэтизированный "образ быта". Показательны в этом плане ансамбли "Праздничный стол" Б. Смирнова и "Хлебосольный" Д. и Л. Шушкановых. В них широко использованы традиции народного гутного стекла, которые в 1970-х годах активно переосмысливаются советскими художниками, создающими на этой основе принципиально новые произведения. Запоминается вдохновенная пластика В. Шевченко.

Новаторством также отмечены работы в хрустале. Традиционная алмазная грань в работах Филатова и М. Гробарь обретает новую образность. Она выступает не только как элемент декора, но несет в себе и формообразную функцию.

Вторая половина 1970-х годов характеризуется тем, что декоративное стекло активно вторгается в общественный интерьер, становится эмоциональной доминантой выставочной экспозиции. В стекле решаются задачи, ранее считавшиеся исключительной привилегией изобразительного искусства. Нарушается привычная иерархия материалов и техники. В работах А. Степановой, Б. Муратова, Б. Федорова, Н. Тихомировой хрусталь приобретает ранее чуждую ему свободу пластики, все богатство заложенных в нем свойств использовано для создания изобразительно-ассоциативных образов. Камерностью отличается тонкое, выдувное стекло с росписью люстром и золотом, которое успешно создают Е. Вихрова и Ю. Манелис. В гутном стекле высокой одухотворенностью полны композиции Д. и Л. Шушкановых, где вирту*озная техника превращает стекло в подлинную драгоценность.

Советское художественное стекло последнего времени во всем богатстве и разнообразии создающих его творческих индивидуальностей предстает перед современниками как удивительно целостное явление. В нем бережное отношение к национальной традиции сочетается со смелым новаторством, а поэтическая настроенность - с высокой гражданственностью.
__________________
Разыскиваю редкости.
Алесио вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.03.2011, 16:00 #7
is absent
не дружественные действия
 
Регистрация: 28.04.2009
Сообщений: 6,387
Репутация: 3175
По умолчанию

Какая красота!

Алесио, спасибо.
Антон вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Метки
бахметьевский завод , исз , мальцовское стекло , орловский завод , русское стекло


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 12:07. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2019, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot Дизайн: DreamWebStyle
службы мониторинга серверов
vBulletin Optimisation provided by vB Optimise (Pro) - vBulletin Mods & Addons Copyright © 2019 DragonByte Technologies Ltd. ()