08.11.2022, 09:01 | #1 |
Специалист раздела "Стекло"
|
Н.А. Ашарина - искусствовед, историк русского стекла
Среди выдающихся имён отечественного стеклоделия можно выделить не только учёных, художников, технологов, мастеров-виртуозов, но и искусствоведов, изучающих историю зарождения, становления и развития русского стекла.
Одним из крупнейших специалистов в области изучения русского художественного стекла XVII—XX веков была Нина Александровна Ашарина (1938 – 1992 гг. ) - историк материальной культуры, искусствовед, музейный деятель. Родилась Нина Александровна в 1938 году в Москве, в семье служащих. В 1964 году окончила исторический факультет МГУ по кафедре археологии, ученица Б. Н. Гракова. В этом же году начала работать хранителем в Государственном историческом музее. Народное бутылочное стекло было ее первой работой после университета, да так и осталось темой, с которой невозможно расстаться - в ней еще много загадочного, неясного для исследователя. « Начала я свою работу не на пустом месте - говорит Нина Александровна. - В коллекции Исторического музея собрано более 300 работ, в коллекциях музеев Ленинграда и Киева - 50. Очень обстоятельно о старых русских стекольных заводах писала в 30-х годах нашего столетия Н. А. Бакланова. Так что мне было от чего оттолкнуться. Но когда я взялась за изучение музейных коллекций, вопросы посыпались один за другим...» ¬« В XVIII веке, - рассказывает Ашарина, - были распространены два типа стекла - бесцветное, которое называли «цесарским» или «немецким», и зеленое бутылочное - его именовали «черкасским» или «украинским». Изготавливали бутылочное стекло из неочищенного, с примесью железа песка, оттого и цвет темно-зеленый. Названия эти появились не случайно: много веков назад в Московию приглашали иноземных мастеров стекольного дела и мастеров с Украины. Шло время, на Руси появились свои умельцы, а названия «черкасское» и «цесарское» по традиции сохранялись». « Изучая русское народное стекло, я пришла к выводу, что делали его на разных заводах, а расписывали где-то в одном месте. Явно видна рука трех-четырех мастеров. Но где они работали? Пока это остается загадкой... Есть, правда, на штофе 1726 года из Саратовского художественного музея надпись, что изготовлен он в «Гавриловой фабрики». И на бочонке из коллекции ГИМа имеется подобная, но сокращенная пометка. Но связать эти данные с каким-либо русским заводом пока не удалось...» « Хотя до конца XIX века стекло не клеймилось, чьи-то имена все-таки приоткрылись... Со временем, с опытом начинаешь узнавать одну руку. Изучаешь архивы, переписку, отчеты о деятельности заводов, их ассортименте, мастерах, сопоставляешь с сохранившимися образцами. Все сведения по ниточкам собираются в один запутанный клубок, и вдруг находка! Маленькая, но находка. Она ложится уже на подготовленную почву, как последняя точка в поиске, и уже можно попытаться размотать весь клубок... Так было, например, с «потешными» кубками, которые долгое время считались безымянными». «Потешные» кубки делались под Москвой на Измайловском заводе, который работал «про обиход великого государя». Н. А. Ашарина подняла все материалы об этом заводе, основанном в 1668 году, изучила все восемь «шутих» из коллекции ГИМа (в других музеях страны их нет, в европейских — шесть), поняла, что сделаны они одним мастером. И вот тут-то исследовательнице попался архивный документ, в котором говорилось, что фигурный мастер Андрей Лерин, сорок лет проработавший на Измайловском заводе, оказался после закрытия завода не у дел. Сомнений не оставалось: он и есть автор «потешных» кубков. « Конечно, не будь в прошлом такого небрежения к мастерам, нам бы куда легче работалось сегодня, - говорит Нина Александровна. - Вот недавно попался мне один документ: русский посол сообщал, что «некий химик» (им был Фридрих Эгерман) предлагает передать рецепт цветного стекла в Россию. И это в начале XIX века, когда Россия уже знала ломоносовское цветное стекло! Самое любопытное, что документ этот прошел в свое время через многие руки, и никто, кроме директора Императорского завода, не знал, что существует русское цветное стекло. И уж тем более не знал имен мастеров, работавших даже с таким удивительным стеклом, как «золотой рубин»… Много времени Ашарина работала с документами в архивах и с сохранившимися изделиями. Вынимала из запасников музеев штофы, кухли - бутыли для пива, фляги, рукомои, кувшины, снимала с них многолетнюю пыль и пристально исследовала ожившую, заигравшую яркими красками роспись. Сравнивала ее с лубком, с русскими изразцами, с русской резьбой по дереву и находила много общего в сюжетах и в орнаментике. В 1974 году Нина Александровна защитила кандидатскую диссертацию по теме «Русское художественное стекло (Конца XVII — третьей четверти XVIII вв.)». С 1975 года работала заведующей отделом керамики и стекла ГИМ, с 1981 года - заместителем директора по научной работе. Вела большую собирательскую работу, формируя не только коллекцию по истории русского стеклоделия, но и коллекции современных художественных изделий заводов и ведущих художников страны. Автор и организатор выставок по истории стекла в стране и за рубежом, в том числе в Корнингском музее стекла в Нью-Йорке (1990). Входила в ревизионную комиссию Советского фонда культуры. Высококлассный специалист своего дела с богатым научно-исследовательским опытом Н.А.Ашарина оказывала помощь в формировании коллекций художественных изделий многих российских музеев. Курировала создание Музея хрусталя им. Мальцовых в городе Гусь-Хрустальный (1983), автор его первой экспозиции. Умерла Нина Александровна в 1992 году в Москве, похоронена на Котляковском кладбище. Рукописный труд Ашариной «Стекло России 1634—1917», опубликованный после её смерти, в 1998 году - первая попытка составления научной истории русского стеклоделия. Труды Н.А. Ашариной. Ашарина, H.A. Русское стекло из коллекции Лемкулей // Декоративное искусство СССР. 1969. № 12. Севрский фарфор. Франция: каталог / [М-во культуры СССР, М-во иностранных дел Франции и др. ; под ред. Н. А. Ашариной]. — Москва: Советский художник, 1975. - [11] с. Ашарина, H. A. Стекло // Дулькина, Т. И. Русская керамика и стекло 18—19 веков. Собрание Государственного Исторического музея / Т. И. Дулькина, H. A. Ашарина. М., 1978. Ашарина, Н.А. Русское художественное стекло // На рубеже двух веков. М.: Государственный исторический музей, 1978. С. 66—88. (Труды ГИМ; выпуск 47). Ашарина, Н. А. Русское художественное стекло // Материалы по истории русской культуры конца XVIII — первой половины XIX века. М.: Государственный исторический музей, 1984. (Труды ГИМ; выпуск 58). Ашарина, Н. А. Декабрьские чтения Государственного исторического музея 1984 года // Вопросы истории. 1985. № 4. С. 146—148. Из истории русской керамики и стекла XVII—XIX веков / [науч. ред. Н. А. Ашарина]. — Москва, 1986. - 86 с.; 29 см. - (Сборник трудов / Государственный ордена Ленина Исторический музей; вып. 62). Ашарина, Н. А. Русские заводы художественного стекла XVII---XVIII вв. // Из истории русской керамики и стекла XIII---XIX веков: Сборник научных трудов. М.: Государственный исторический музей, 1989. С. 13. Russians glass of the 17-20 centuries, N. Y. 1990. Ашарина Н. А. Стеклянный фольклор XVIII века // Исторический музей. Труды. Вып. 75. М., 1990. С. 51-80. Русское стекло XVII — начала XX века / Н. А. Ашарина; Государственный исторический музей. - М. : Галарт, 1998. - 255 с. ISBN 5-269-00959-5 P.S. Уже не все, наверное, помнят, что такое диафильм. В СССР диафильмы были самым доступным экранным зрелищем. Он представлял собой рулончик 35-мм киноплёнки на 30-50 кадров, выстроенных в определённом порядке. Плёнка заряжалась в фильмоскоп и меняемые вручную кадры, проектируемые на белую стену и сопровождающиеся краткими титрами, превращали фильм в иллюстрированный рассказ. В 1980 году при авторстве Н.А. Ашариной был выпущен научно-познавательный диафильм « Русское стекло», рассказывающий об истории русского художественного стекла. Приятного просмотра! https://diafilm.online/viewing-hall/...usskoe-steklo/ |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|